Любая железная дорога представляет собой отчужденную
у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению поездов с заданными
техническими и экологическими показателями. Для экологической системы, для природного
ландшафта железная дорога является чужеродным элементом.
Чем плотнее сеть дорог, тем выше интенсивность
движения по ним, тем большую озабоченность проявляет общество в отношении их воздействия
на условия человеческого обитания. На долю железнодорожного транспорта приходится
80% грузооборота и 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования РФ. Такие
объёмы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов, и соответственно,
выбросами загрязняющих веществ в биосферу.
Влияние железнодорожного транспорта на экологическую
обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется прежде загрязнением воздушной среды,
водной и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог.
Успешное функционирование и развитие железнодорожного
транспорта зависит от состояния природных комплексов и наличия природных ресурсов,
развития инфраструктуры искусственной среды, социально-экономической среды общества.
Состояние окружающей среды при взаимодействии с
объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству
железных дорог, производству подвижного состава, производственного оборудования
и других устройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектов
на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях
и объектах отрасли.
Каждый элемент системы имеет прямые и обратные
связи друг с другом. При развитии и функционировании объектов железнодорожного транспорта
следует учитывать свойства природных комплексов - многосвязность, устойчивость,
коммутативность, аддитивность, инвариантность, многофакторную корреляцию.
Многосвязность выражается в разнохарактерном воздействии
транспорта на природу, которое может вызвать в ней трудноучитываемые изменения.
Аддитивность - это возможность многопараметрического
сложения различных источников техногенного и антропогенного воздействия на природу,
что может привести к непредсказуемым изменениям в природе.
Инвариантность является свойством экосистем сохранять
стабильность в границах регламентированных техногенных и антропогенных воздействий.
Устойчивость - способность экосистем сохранять
исходные параметры при естественном, техногенном и антропогенном воздействиях.
Многофакторная корреляция характеризует экосистемы
с позиций их предопределенности к случайным и неслучайным событиям с аналитическими
связями между ними.
Главной задачей проектировщиков является поиск
путей согласования технических решений с природными факторами. Необходимо чтобы
строительство дороги не ухудшало качество среды обитания, воздействуя на неё. [13]
|