В основу многих
градостроительных решений были положены рекомендации по планированию и
приоритетности природоохранных мероприятий, разработанные в 1986 г. в рамках ТерКСОП Москвы до 2010г. В результате существенно снизилось количество экологически
необоснованных градостроительных решений, что обусловлено как экологизацией
процесса проектирования, так и введением экологической экспертизы предпроектной
и проектной документации.
В соответствии с
принятыми постановлениями в период 1971-1990 гг. предусматривалось вывести из
города 352 объекта (предприятия, организации, их отдельные подразделения и
производства), в т.ч. за 1971-1988гг. - 276 объектов, из которых 77 -
экологически вредных. Фактически было выведено 197 объектов (около 70%), в т.ч.
54 - экологически вредных.
Основная цель
природоохранной политики 1990-х годов – добиться, чтобы градостроительное
развитие, экономический рост, повышение качества жизни происходили без
увеличения нагрузки на окружающую среду.
В 1992 г. была принята Комплексная экологическая программа (КЭП) Москвы, рассчитанная на реализацию до
2005г. (постановление Правительства Москвы от 27.09.94 №860). Главная цель КЭП
– обеспечение экологической безопасности развития мегаполиса и предотвращение
обострения социальных и экологических проблем.
При формировании
основных мероприятий КЭП ставилась задача комплексного решения следующих
основных групп проблем:
1) стабилизация, а затем и
снижение загрязнения атмосферного воздуха на территории города;
2) стабилизация и постепенное
снижение водопотребления, рационализация водохозяйственного баланса, улучшение
состояния водных объектов;
3) сокращение удельной
ресурсоемкости производимой продукции, внедрение малоотходных и безотходных
технологий, создание инфраструктуры по сбору, транспортировке, использованию и
обезвреживанию твердых бытовых и производственных отходов;
4) разработка и внедрение
экономического механизма, стимулирующего перепрофилирование, вывод или
ликвидацию экологически опасных предприятий и производств;
5) снижение выбросов от объектов
теплоэнергетического комплекса (включая введение налога на сернистость мазута,
внедрение ступенчатого сжигания и рециркуляции топочных газов, вывод из
эксплуатации мелких котельных);
6) разработка проектов ПДВ, ПДС
и санитарно-защитных зон для промышленных предприятий и промзон.
Система
мероприятий формировалась по четырем основным группам:
планировочно-градостроительные, научно-технологические, санитарно-технические и
административно-управленческие.
Реализация КЭП
Москвы в части охраны водного бассейна и очистки сточных вод к 1997 г. имела следующий экологический эффект:
-среднее
водопотребление питьевой воды снизилось с 6460 тыс.м3/сут. в 1994 г. до 5409,2 м3/сут. в 1999 г.; при этом основная доля водопотребления приходится на
население.
-достигнуто
полное соответствие качества питьевой воды государственным стандартам по
санитарно-гигиеническим показателям;
-осуществлено
строительство водоочистных сооружений на объектах МГП "Мосводоканал"
(Рублевская водопроводная станция, Захарковский карьер, Курьяновская станция
аэрации и др.);
-снизился сброс в
водные объекты Москвы сточных вод, загрязненных солями тяжелых металлов;
-проведены работы
по благоустройству и капитальному ремонту водоемов города (Лианозовские пруды,
пруды в парке Мандельштама, пруды на Мичуринском проспекте и т.д.);
-депонирование
осадков станций аэраций позволило уменьшить площади земель, занимаемых под их
хранение, более чем на 300 га.
В результате
реализации КЭП в части охраны воздушного бассейна валовый объем выбросов
вредных веществ от объектов теплоэнергетики города снизился в период 1993-2000
гг. более чем на 40 %.
К сожалению, не
выполнены позиции программы, предусматривающие использование в зимнее время на
объектах теплоэнергетики только малосернистых сортов мазута, с чем связано
отсутствие положительного эффекта по выбросам сернистого ангидрида и пятиокиси
ванадия.
Таким образом,
мероприятия КЭП, выполненные и профинансированные в среднем на 10 %, все же
имели значительный положительный эффект. В частности, реализация КЭП в области
градостроительства и формирования пакета нормативно-методических документов по
экологизации проектирования привели к совершенствованию градостроительных
решений.
В настоящее время
по совокупности уровней загрязнения природных сред - почв, воздуха, воды - и,
как следствие, деградации природной среды экологическое неблагополучие города
оценивается как "очень высокое".
|