Основной вклад в
выбросы от стационарных источников вносят предприятия теплоэнергетики,
нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки.
За последние годы
выбросы стационарных источников неуклонно снижаются, что обусловлено стагнацией
промышленного производства, а также переводом практически всех объектов тепло-
и электроэнергетики на природный газ как основной вид топлива. Ограничение на
использование мазута в качестве резервного вида топлива (не более 5 % в
топливном балансе) позволило добиться снижения выбросов не только оксидов
азота, но и соединений серы и ванадия. Выбросы вредных веществ стационарными
промышленными источниками загрязнения атмосферного воздуха составили: в 1990 г. - 273,8 тыс.т; в 1991 - 297,8; в 1995 - 186,0; в 1997 - 151,5; в 1998 – 131,1 и в 1999 –
128,5.
В то же время
говорить о существенном снижении вредного воздействия на природную среду в
условиях спада производства крайне сложно, ибо одновременно происходит процесс
старения очистных сооружений и другой природоохранной техники.
Падение объемов
производства влияет на сокращение объема уловленных вредных веществ,
выбрасываемых стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха. При
этом улавливание твердых загрязняющих веществ составляет 95,4% (в 1992 г. - 94%) от общего количества выбрасываемых твердых веществ, а улавливание газообразных и
жидких вредных веществ обеспечивается только на 30% (в 1992 г. - 38,8%).
Для города
загрязнение воздуха выбросами отработавших газов автотранспорта является
основной экологической проблемой. Доля автотранспорта в суммарном объеме
выбросов стационарных и передвижных источников загрязнения составляет 93 %. С
целью снижения воздействия автотранспорта на окружающую среду осуществляется
постепенный перевод транспорта на газовое топливо. Так, в 1999 г. переоборудовано для работы на сжатом газе 52 автобуса и 260 грузовиков.
Москва более 10
лет входит в перечень городов РФ с наиболее высоким уровнем загрязнения
атмосферного воздуха.
Тенденция
изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха за 1993-1997 гг. указывает на
некоторое снижение концентраций диоксида азота, формальдегида, бензола,
ксилола. При этом концентрации загрязняющих веществ характеризуются следующими
показателями:
·
диоксид
азота в среднем по городу – 1,5-3,0 ПДКс.с.;
·
формальдегид
- 2,3 ПДКс.с;
·
фенол -
1-1,5 ПДКс.с.
На территориях
жилых микрорайонов, прилегающих к крупным магистралям, уровни загрязнения
атмосферного воздуха оксидом углерода, окислами азота и формальдегидом
превышают допустимые нормативы в среднем в 3,3, 5,6 и 2,5 раза соответственно.
Максимальные
разовые концентрации, превышающие предельно допустимые более чем в 20 раз,
отмечались вблизи автомагистралей в Центральном, Юго-Восточном и Южном
административных округах.
Центральная часть
города наиболее перегружена транспортом, самыми загрязненными участками ЦАО
оксидом углерода являются районы "Хамовники",
"Пресненское", "Арбат" и "Таганское".
В 1998 г. впервые отмечено незначительное снижение концентраций загрязняющих веществ (диоксида серы,
оксида углерода, углеводородов) в атмосферном воздухе по сравнению с 1997 г.
В 1999г. Москва
не вошла в список городов РФ с максимальными концентрациями примесей выше 10
ПДК. По данным Росгидромета, в Москве высокое загрязнение воздуха охватывает
лишь отдельные крупные районы. В перечень веществ, определяющих высокий уровень
загрязнения воздуха в Москве, входят аммиак, диоксид азота, формальдегид.
Индекс
загрязнения атмосферы (ИЗА), рассчитанный как сумма деленных на ПДК средних за
год концентраций веществ (с приведением к концентрации диоксида серы в долях
ПДК), отражает высокий уровень загрязнения при значениях от 7 до 13 , и очень
высокий при значениях, равных и более 14.
В 1999 г. ИЗА в Москве составил 10,41, при этом отмечались следующие среднесуточные концентрации (в
долях ПДКс.с.) по: диоксиду азота – 2,5 ПДКс.с.; формальдегиду – 2,3 ПДК с.с.;
оксиду азоту – 1,7 ПДК с.с.; аммиаку – 1,5 ПДК с.с.; оксиду углерода – 1,0 ПДК
с.с.
Характеризуя
распределение уровня загрязнения по территории города, к зонам неблагоприятной
и крайне неблагоприятной экологической обстановки следует отнести
автомагистрали, где повышенный уровень загрязнения отмечен по 5 веществам. На
Варшавском шоссе содержание формальдегида составляет 4,3 ПДК с.с., диоксида
азота – 2,5 ПДК с.с., бенз(а)пирена, оксида углерода и фенола – 1,0 – 1,8 ПДК
с.с. На Сухаревской площади (Садовое кольцо) уровень загрязнения воздуха
диоксидом азота превышал норму в 2,5 раза, оксидом азота, формальдегидом,
оксидом углерода, фенолом - до 1,6 ПДК с.с. Умеренно неблагоприятной может быть
названа экологическая обстановка почти на всей остальной территории города. Здесь
отмечается повышенный уровень загрязнения (1,0-3,0 ПДК с.с.) воздуха по
двум-трем веществам.
Как показывает анализ данных за 1995-1999гг., в результате
значительного спада производства и уменьшения количества выбросов в Московском
регионе снизился средний уровень загрязнения воздуха бензолом (на 75-80%),
толуолом (на 35-50%), ксилолом (на 35-70%), ацетоном (на 30-35%) в Серпухове и
Щелкове, сероуглеродом на 70-85% в Клину и Мытищах, фтористым водородом - на
30-50% в Воскресенске и Коломне, формальдегидом на 80% в Мытищах, оксидом
углерода на 30-50% в Москве, Клину, Электростали, Щелкове, Дзержинском, оксидом
азота на 20-50% в большинстве городов Московской области, фенолом на 30% в
Москве и на 70% в Мытищах, хлористым водородом на 40% в Подольске.
Существенно не изменились концентрации пыли, диоксида серы,
сероводорода в Москве и Клину, хлора - в Щелкове и Электростали, формальдегида
в Москве, Серпухове, Коломне и Подольске.
За этот же период возросли концентрации диоксида азота на 70%
в Коломне и на 100% в Подольске, углеводородов бензиновой фракции на 25% в
Москве и Щелкове, на 60-80% в Подольске и Дзержинском, оксида азота на 25% в
Москве и Электростали, аммиака на 80% и хлористого водорода на 100% в Москве.
Уровень загрязнения воздуха тяжелыми металлами снизился во
всех городах. Существенно (на 85%) снизилось содержание марганца и меди в
Коломне, марганца на 75% в Электростали. Возросла концентрация железа на 30% в
Москве.
Проблему загрязнения атмосферы в городах Московской области
определяют, главным образом, повышенные концентрации диоксида азота, оксида
углерода, формальдегида, бенз(а)пирена, аммиака, фтористого водорода. Окислы
азота поступают в атмосферу города от предприятий энергетики, промышленности,
городского хозяйства, использующих в виде топлива газ, а также содержатся в
выбросах автомобильного транспорта.
В период 1993-1995гг. наблюдался устойчивый рост загрязнения
атмосферы Москвы оксидом углерода за счет увеличения выбросов в атмосферу
данной примеси в связи с ростом автомобильного парка города.
1995-1998 годы характеризуются сначала незначительным, а
1997-1998 гг. - заметным снижением уровня загрязненности атмосферы оксидом
углерода, что обусловлено мерами по ужесточению контроля за выбросами этой
примеси в атмосферу от автотранспорта.
В 1998-1999гг. вновь наметился рост средней концентрации
оксида углерода в атмосферном воздухе города. Среднегодовая концентрация оксида
углерода в 1999г. превысила ПДКс.с., что можно объяснить как ослаблением
контроля за выбросами вредных веществ в атмосферу, так и увеличением выбросов в
период работы двигателей автомобилей на "холостом ходу" (в
автомобильных пробках).
Изменение среднегодовых концентраций диоксида азота за этот
же период показывает, что уровень загрязнения атмосферы города этой примесью
значительно (более чем в два раза) превышает ПДКс.с. В период заметного
уменьшения содержания в атмосфере города оксида углерода в 1997-1998гг.
содержание диоксида азота резко возросло, что может быть обусловлено
значительным увеличением выброса этой примеси с выхлопными газами (как
результат регулировки карбюраторов двигателей автомобилей с целью достижения
нормы выбросов по оксиду углерода).
В период 1996-1997 гг. при достаточно стабильном уровне
загрязненности атмосферы Москвы оксидом углерода наблюдалось уменьшение ее
загрязненности диоксидом азота. Наиболее существенной причиной поступления
оксидов азота в атмосферу Москвы являются процессы сжигания газового топлива на
территории города. С середины 1996 г. началось значительное падение потребления
газового топлива в городе, что могло явиться одной из причин уменьшения
загрязненности атмосферы города диоксидом азота в этот период.
В 1999 г. стационарными постами МосЦГМС было зарегистрировано
7 случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха в Москве, их них 5 случаев
превышения ПДК м.р. диоксидом азота и 2 случая аммиаком (по сравнению с 1998 г. это меньше на 60%).
Наибольшее количество случаев высокого загрязнения диоксидом
азота зарегистрировано в Центральном административном округе, и это можно
объяснить большой интенсивностью движения автотранспорта в данном округе.
Случаи высокого загрязнения аммиаком зарегистрированы в Южном (Братеево) и
Северо-Восточном (Туристская ул.) административных округах.
|