Автомобильный транспорт
служит средством связи между местом проживания и местом работы, магазинами,
местами развлечения и отдыха. Поселения и хозяйства вызывают необходимость
развития транспорта, а новые пути сообщения и техническое совершенствование
транспорта в свою очередь способствуют развитию поселений и хозяйства. Высокие
скорости, обеспечиваемые автомобилем, и развитая дорожная сеть придали
современному человеку большую мобильность. Развитие транспорта, строительство и
поддержание транспортной инфраструктуры увеличивают вредные нагрузки на
окружающую среду и человека посредством шума, загрязнения воздуха, разрушения
ландшафтов и несчастных случаев [1, с. 469-470].
Отмечается устойчивая
тенденция роста численности автотранспортных средств, находящихся в личном
пользовании. Средний возраст остается значительным, 10% парка эксплуатируется
свыше 13 лет, полностью изношены и подлежат списанию. Такая эксплуатация
приводит к непроизводительному расходу топлива и увеличению выброса в атмосферу
загрязняющих веществ.
Достигнутый уровень автомобилизации
в России в настоящее время в 2 - 4 раза ниже этого уровня в западных странах.
Производимые в России модели автомобилей на 8 - 10 лет отстают по всем основным
показателям (экономичности, экологичности, надежности, безопасности) от
автомобилей, выпускаемых в промышленно развитых странах. К тому же
автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют
современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного
парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на
окружающую среду.
Состав автопарка по
видам используемого топлива также остался прежним. Доля автомобилей,
использующих газовое топливо, не превышает 2%. Удельный вес грузовых
автомобилей с дизелями составляет 28% их общего количества. Для автобусного
парка России доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна примерно
13%.
Состояние дорог в целом
по России неблагополучное. Новые автомобильные дороги строятся крайне медленно.
На большой протяженности участки дорог имеют неудовлетворительные гладкость,
ровность и прочность. Это создает предпосылки возникновения транспортных
происшествий.
В инфраструктуре
транспортной отрасли насчитывается около 4 тыс. крупных и средних
автотранспортных предприятий, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками. С
развитием рыночных отношений появились в большом количестве коммерческие
транспортные подразделения небольшой мощности. Они выполняют автомобильные
перевозки, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, оказывают сервисные
услуги и осуществляют прочие виды деятельности. Рост автопарка, изменение форм
собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер
воздействия автотранспорта на окружающую природную среду.
Основная масса (80%)
вредных веществ выбрасывается автотранспортом на территориях населенных
пунктов. Он по-прежнему сохраняет лидерство в загрязнении атмосферы городов. В
середине 90-х годов на долю автотранспорта в России приходилось 80% выбросов
свинца, 59% оксида углерода, 32% оксидов азота [2, с 125-126].
|