Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась
предметом философского анализа.
В античной мысли по своей мощи природа неизмеримо превосходит
человека, выступая идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в
согласии и гармонии с природой.
Эпоха Возрождения дает новое толкование понимания природы.
Философы, выступая против средневекового противопоставления бога и природы,
часто доходили до отождествления бога и природы.
Развитие промышленного производства все чаще приводило к
нарушению экологического равновесия, порождало комплексы новых, сложнейших
экологических проблем. Человек, в отличие от всего живого, не связан жестко
экологическими условиями своего бытия, он в определенном смысле шел всегда
"против" природы, не приспосабливаясь к ней, а изменяя ее в
соответствии со своими потребностями. В этом и состоит философский смысл
экологической проблемы.
Господствующая система ценностей, направленная на
удовлетворение потребности "иметь" как можно больше, вошла в
глубочайший конфликт с другой, гораздо более фундаментальной потребностью
человека - "быть", т.е. жить и развиваться вне жесткой зависимости от
того, что он имеет.
Следовательно, суть человеческого кризиса лежит в
фундаментальном слое культуры человека и его потребностей, что определяет
психологическую неготовность людей осознать опасность. Выход видится только в
выработке общечеловеческого экологического императива деятельности на основе
коэволюции природы и человечества.
|