Экологизация философии

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Взаимодействие человека и окружающей среды. Проблемы экологизации » Экологизация » Экологизация философии


Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.

В античной мысли по своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступая идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Эпоха Возрождения дает новое толкование понимания природы. Философы, выступая против средневекового противопоставления бога и природы, часто доходили до отождествления бога и природы.

Развитие промышленного производства все чаще приводило к нарушению экологического равновесия, порождало комплексы новых, сложнейших экологических проблем. Человек, в отличие от всего живого, не связан жестко экологическими условиями своего бытия, он в определенном смысле шел всегда "против" природы, не приспосабливаясь к ней, а изменяя ее в соответствии со своими потребностями. В этом и состоит философский смысл экологической проблемы.

Господствующая система ценностей, направленная на удовлетворение потребности "иметь" как можно больше, вошла в глубочайший конфликт с другой, гораздо более фундаментальной потребностью человека - "быть", т.е. жить и развиваться вне жесткой зависимости от того, что он имеет.

Следовательно, суть человеческого кризиса лежит в фундаментальном слое культуры человека и его потребностей, что определяет психологическую неготовность людей осознать опасность. Выход видится только в выработке общечеловеческого экологического императива деятельности на основе коэволюции природы и человечества.