Прогнозируемое к
2010-2015 гг. дальнейшее увеличение годового и меженного стока и сокращение
периода ледостава практически для всех крупных рек России потенциально
благоприятствует развитию речного судоходства и увеличению объема
грузоперевозок по рекам и водоемам.
Вместе с тем, на
большинстве судоходных рек России в последние годы, вследствие влияния
изменений климата на сток рек наблюдаются существенные изменения в русловых
процессах, осложняющих судоходство. К 2010-2015 гг. тенденции изменения
русловых процессов будут нарастать.
Для бесперебойного
обеспечения судоходства необходимо поддерживать требуемые глубины на перекатах
в период межени путем проведения работ по выправлению русла рек и углублению
дна судоходных частей рек. По данным Министерства транспорта Российской
Федерации, в настоящее время объем таких работ, по сравнению с уровнем 1991 г.,
уменьшился почти в семь раз. Это крайне негативно отражается на судоходстве, в том
числе при доставке грузов по сибирским рекам по «северному завозу».
Для решения проблемы
необходимо последовательно увеличивать ежегодные объемы работ по углублению дна
на перекатах судоходных рек с нынешнего уровня 45 млн.м3 и
довести их в ближайшее время до уровня не менее 300 млн.м3. Вторым
(или параллельным) вариантом возможного решения проблемы (там, где работы по
выправлению русел и углублению дна экономически не целесообразны), может быть
использование более малотоннажных судов или судов с меньшей осадкой.
Вследствие
продолжающегося потепления климата к 2010-2015 гг. следует ожидать сокращение
периода ледостава на сибирских реках и в бассейне р. Кама до 15-27 суток с
одновременным уменьшением максимальной толщины льда до 20-40%; ожидаются также
значительные изменения в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек и
водоемов. С одной стороны, эти изменения способствуют заметному продлению
времени речного судоходства, а, с другой стороны, сокращают период и
возможности доставки грузов в труднодоступные районы по зимним автомобильным
трассам, проложенным по замерзшим руслам больших рек. Эти процессы имеют
огромное значение для субъектов Российской Федерации Сибирского и
Дальневосточного федеральных округов, особенно для Якутии, Магаданской области
и Чукотского АО, где основной объем грузов доставляется по речным руслам -
летом судами, а зимой автомобильным транспортом. Администрациям указанных
регионов особенно важно учитывать ожидаемые изменения ледовых условий при
планировании грузоперевозок в труднодоступные населенные пункты.
|