Производственная деятельность
железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую среду всех
климатических зон нашей страны. Но по сравнению с автомобильным транспортом
неблагоприятное воздействие на среду обитания существенно меньше. В первую
очередь это связано с тем, что железные дороги – наиболее экономичный вид
транспорта по расходу энергии на единицу работы.
Черепица Гибкая деке Купить Купить Гибкую черепицу DECKE. Основным источником загрязнения
атмосферы являются отработавшие газы дизелей тепловозов. В них содержится окись
углерода, окись и двуокись азота, различные углеводороды, сернистый ангидрид,
сажа. Высокое содержание вредных примесей в отработавших газах дизелей при
работе в режиме холостого хода обусловлено не только плохим смешиванием топлива
с воздухом, но и сгоранием топлива при более низких температурах.
Режим работы маневровых тепловозов
менее стабилен, чем поездных, поэтому и выделение токсичных веществ у них в
несколько раз больше. Уровень загрязнения воздушной среды станций и прилегающих
к ним зон отработавшими газами маневровых тепловозов зависит от числа
одновременно занятых локомотивов. При этом наиболее значительно выделение
окислов азота и сернистого ангидрида.
Ежегодно из пассажирских
вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м³ сточных вод,
содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора.
Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей среды. Кроме
того, очистка путей от мусора связана со значительными материальными
издержками. Решить проблему можно использованием в пассажирских вагонах
аккумулирующих ёмкостей для сборов стоков и мусора или установкой в них
специальных очистных сооружений.
При мытье подвижного
железнодорожного состава в почву и водоёмы переходят вместе со сточными водами
синтетические поверхностно-активные вещества, нефтепродукты, фенолы,
шестивалентный хром, кислоты, щелочи, органические и неорганические взвешенные
вещества. Содержание нефтепродуктов в сточных водах при мытье локомотивов,
фенолов при мытье цистерн из-под нефти превышают предельно допустимые
концентрации. Многократно превышаются ПДК шестивалентного хрома при замене
охлаждающей жидкости дизелей локомотивов. Во много раз сильнее сточных вод
загрязняется почва на территории и вблизи пунктов, где производится обмывка и
промывка подвижного состава.
Перевод железнодорожного транспорта
с паровой тяги на электрическую и тепловозную, которыми в настоящее время
выполняется практически вся поездная работа, способствовал улучшению
экологической обстановки: было исключено влияние угольной пыли и вредных
выбросов паровозов в атмосферу.
Дальнейшая электрификация железных
дорог, т.е. замена тепловозов электровозами, позволяет исключить загрязнение
воздуха отработавшими газами дизельных двигателей.
Основной путь снижения выбросов
токсичных веществ тепловозами заключается в уменьшении их образования в
цилиндрах двигателей. Также важное значение имеет обезвреживание отработавших
газов. Принцип действия одного из очистных устройств основан на рециркуляции,
газов применяемой для уменьшения концентрации окислов азота, улавливание
которых представляет известную трудность. Рециркуляция заключается в том, что
часть отработавших газов из выпускного патрубка перепускается во всасывающую
систему дизеля. Вследствие этого происходит присадка к засасываемому свежему
воздуху значительного количества отработавших газов с меньшим содержанием
кислорода, в результате чего ухудшаются условия протекания реакции между
кислородом и азотом воздуха. При этом выброс окислов азота снижается до 55%,
однако, происходит некоторое увеличение продуктов неполного сгорания топлива
(окиси углерода).
|