В наше время воздушному транспорту
отводится особая роль. Прежде всего, он развивается как пассажирский транспорт
и занимает второе (после железнодорожного) место в пассажирообороте всех видов
транспорта в междугороднем сообщении. Доля же в грузовых перевозках невелика.
В среднем один реактивный самолет,
потребляя в течение 1 часа 15 тонн топлива и 625 тонн воздуха, выпускает в
окружающую среду 46,8 тонн СО2 , 18 тонн паров воды, 635 кг угарного
газа, 635 кг окиси азота, 15 кг окиси серы, 2,2 кг твердых частиц. Средняя
длительность пребывания этих веществ в атмосфере составляет примерно два года.
Исследования состава продуктов
сгорания двигателей, установленных на самолетах «Боинг-747», показали, что
содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от
режима работы двигателя (табл. 4.1.).
Таблица 4.1.
Число оборотов двигателя
|
Содержание г/кг
топлива
|
СО
|
NOx
|
CnHm
|
0.56 n*
|
87.9
|
0.7
|
9.8
|
0.83 n
|
2.3
|
1.5
|
0.3
|
0.90 n
|
--
|
4.4
|
--
|
n – номинальное число оборотов
двигателя
Как следует из таблицы 4.1.,
высокие концентрации СО и CnHm характерны для двигательных
установок, работающих на пониженных режимах (холостой ход, руление, приближение
к аэропорту, заход на посадку), тогда как содержание оксидов азота NOx (NO, NO2, N2O5) существенно возрастает при работе
на режимах близких к номинальному (взлет, набор высоты, полетный режим).
Оценка суммарного количества
основных загрязнителей, поступающих в воздушную среду контролируемой зоны
аэропорта гражданской авиации в результате его производственной деятельности
(без учета загрязнения воздуха спецавтотранспортом и другими наземными
источниками), показывает, что на площади около 4 км² выделяется в
атмосферу за одни сутки от 1000 до 1500 кг окиси углерода, 300-500 кг
углеводородных соединений и 50-80 кг окислов азота. Такое количество выделяемых
вредных веществ при неблагоприятном сочетании метеорологических условий может
приводить к повышению их концентраций до значительных величин.
При чрезвычайных и аварийных
ситуациях самолеты вынуждены сливать в воздухе излишнее топливо для уменьшения
посадочной массы. Количество топлива, сливаемого самолетом за один раз,
колеблется от 1-2 тыс. до 50 тыс. литров. Испарившаяся часть топлива
рассеивается в атмосфере без опасных последствий, однако неиспарившаяся часть
достигает поверхности земли и водоемов и может вызвать сильные местные
загрязнения. Доля неиспарившегося топлива, достигающего поверхности земли в
виде капель, зависит от температуры воздуха и высоты слива. Даже при
температуре более 20° С на землю может выпадать до нескольких процентов
сливаемого топлива, особенно при сливе на малых высотах.
Загрязнение воздушной среды
транспортом с ракетными двигательными установками происходит главным образом
при их работе перед стартом, при взлете и посадке, при наземных испытаниях в
процессе их производства и после ремонта, при хранении и транспортировке
топлива, а так же при заправке топливом летательных аппаратов. Работа
жидкостного ракетного двигателя сопровождается выбросом продуктов полного и
неполного сгорания топлива, состоящих из O, NOx и др.
При сгорании твердого топлива из
камеры сгорания выбрасываются H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3 со средним размером 0,1
мкм (иногда до 10 мкм).
В двигателях космического корабля
«Шатл» сжигается как жидкое, так и твердое топливо. Продукты сгорания топлива
по мере удаления корабля от Земли проникают в различные слои атмосферы (табл.
4.2), но большей частью в тропосферу.
В условиях запуска у пусковой
системы образуется облако продуктов сгорания, водяного пара от системы
шумоглушения, песка и пыли. Объем продуктов сгорания можно определить по
времени (обычно 20 с) работы установки на стартовой площадке и в приземном
слое. После запуска высоко температурное облако поднимается на высоту до 3 км и
перемещается под действием ветра на расстояние 30 – 60 км, оно может
рассеяться, но может стать и причиной кислотных дождей. При старте и
возвращении на Землю ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только
на приземный слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый
слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков
ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов.
Таблица
4.2
Атмосферный слой
|
Высота, км
|
Продукты сгорания, кг
|
HCl
|
Cl
|
NO
|
CO
|
CO2
|
H2O (пар)
|
Al2O3
|
Приземный слой
|
0 – 0,5
|
24666
|
2741
|
1697
|
131
|
55075
|
46674
|
39284
|
Тропосфера
|
0,5 - 13
|
78517
|
9657
|
4618
|
839
|
172570
|
152677
|
26385
|
Стратосфера
|
13 - 50
|
59732
|
11727
|
239
|
2189
|
147684
|
146393
|
110304
|
Нижняя мезосфера
|
50 - 67
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
15542
|
0
|
Мезосфера – термосфера
|
67
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
119045
|
0
|
За 40 лет существования
космонавтики в СССР и позднее России произведено свыше 1800 запусков
ракет-носителей. По прогнозам фирмы Aerospace в XXI в. для транспортировки грузов на орбиту будет осуществляться до 10
запусков ракет в сутки, при этом выброс продуктов сгорания каждой ракеты будет
превышать 1,5 т/с.
|