Международное
сотрудничество – все направления и формы межгосударственных и
межучережденческих контактов – в области охраны окружающей природной среды с
70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии
прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического,
культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и
неправительственных организаций на всех уровнях.
Отношение государств,
организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и
слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно
обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных
международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и
резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах,
проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной
практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание
как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и
разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.
Международное
сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды
развивается в рамках международных организаций, многосторонних конвенций и
соглашений, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ,
ближнего и дальнего зарубежья.
В 2003 г. Российская
Федерация присоединилась к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Подготовлен и
подписан ряд межправительственных и межведомственных соглашений в области
природопользования и охраны окружающей среды со странами СНГ и дальнего
зарубежья, в том числе: Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского
моря; Межправительственное соглашение с КНР о сотрудничестве в области изучения
и освоения Мирового океана. Сотрудничество с Программой ООН по окружающей среды
(ЮНЕП) осуществлялось в рамках проектов третьей фазы программы Глобального
экологического по следующим ключевым направлениям: стойкие органические
загрязняющие вещества (СОЗ), деградация земель, биоразнообразие и
биобезопасность, международные воды.
На встрече министров
окружающей среды стран “восьмерки” (25‑27 апреля 2003 г., Париж, Франция)
принято совместное коммюнике по ряду вопросов: о практических мерах,
направленных на решение проблем Африки; об обеспечении безопасности
судоходства; об усилении взаимодействия в рамках глобальных и региональных
природоохранных конвенций и соглашений. На саммите стран “восьмерки” (31 мая –
3 июня 2003 г., Эвиан, Франция) разработаны и приняты План действий по воде,
нацеленный на комплексное управление и эффективное использование водных
ресурсов; План действий по науке и технологиям в целях устойчивого развития,
направленный на сохранение биоразнообразия и устойчивое управление лесами.
Сотрудничество по линии
Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) осуществлялось в рамках
процесса “Окружающая среда для Европы”. На Общеевропейской Конференции
министров окружающей среды “Окружающая среда для Европы” (20‑23 мая 2003
г., Киев, Украина) приняты Министерская Декларация, рамочный документ по
Экологической стратегии для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии,
а также базовые элементы стратегии образования в целях устойчивого развития.
Продолжалось
сотрудничество в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и
Совета государств Балтийского моря (СГБМ). Российская делегация участвовала в
Конференции по окружающей среде и устойчивому развитию в Северной Европе (27‑29
августа 2003 г., Лулео, Швеция). По итогам конференции приняты Декларация СБЕР
и Декларация СГБМ, утвержден перечень экологически значимых инвестиционных
проектов в “горячих точках” российской части Баренцева региона, финансирование
которых осуществляется НЕФКО/АМАП, а также одобрены стратегия и план действий
по “чистому производству”.
|