Район станции Горская, на
территории которой планируется строительство транспортной развязки, расположен на
северном побережье Финского залива в пределах Курортного и Приморского районов
Санкт-Петербурга.
Рельеф местности ровный, с
небольшими возвышенностями. Высота над уровнем моря до 30 метров.
Непосредственно в зоне строительства объекта высоты не превышают 15 метров над
уровнем моря.
Территория строительства
расположена на северо-западной окраине Русской плиты Восточно-европейской
платформы. Кристаллические породы - граниты, гнейсы, сланцы, слагающие
фундамент плиты, метаморфического и магматического происхождения.
Техногенные отложения встречаются
везде, где имеются населенные пункты и проходят дороги. Представлены они
насыпными грунтами, состоящими из песка, гравия, щебня с включением обломков
древесины, кирпича и органических остатков.
Рассматриваемая территория
расположена в пределах Приневской низменности на северном побережье Финского
залива. Рельеф региона сравнительно молодой, образовавшийся во время таяния
последнего (Валдайского) ледника. Приневская низменность представляет собой
плоскую слегка всхолмленную равнину с высотами до 10 - 30 метров над уровнем
моря, сильно заболоченную. Заболоченности способствует плоский рельеф широкое
распространение ленточных глин, слабопроницаемых для воды, почти полное
отсутствие дренажа при слаборазвитой речной сети. Низменность террасами
спускается к заливу. Террасы образовались в результате постепенного понижения
уровня древнего Литоринового моря.
Большая часть поселка Горская
занимает наиболее высокую террасу (до 30м над уровнем моря) с волнистым
рельефом, местами заболоченную. В сторону Финского залива терраса спускается
под уклоном 30-45О, за железной дорогой и Приморским шоссе переходит в
заболоченную низину, на территории которой и планируется разместить
транспортную развязку. Низина представляет собой слабонаклонную равнину
окаймляющую Финский залив полосой, шириной от 0,5 до 5,0 км, сложенную на
глубине глинами и суглинками, сверху перекрытыми супесями и песками. Границы
этой равнины очерчены сохранившимися абразионными валами, которые хорошо
просматриваются вдоль северного побережья залива.
Поверхность самого участка
строительства низменная, плоская, сильно заболоченная с высотами порядка 0,9 -
3,2 м, захламленная строительными железобетонными отходами. Значительные
площади залитые водой чередуются с небольшими повышениями, состоящими из песка
и насыпного грунта на средних, полутвердых, неоднородных суглинках с гравием,
галькой и валунами до 20%, перекрытыми почвенно-растительным слоем .
В целом, с геологической и
геоморфологической точек зрения район можно оценить как благоприятный для
строительства.
Территория Санкт- Петербурга и его
окрестностей, включая район поселка Горская, в гидрогеологическом плане
размещается на северо-западном крыле Ленинградского артезианского бассейна. По
своей структуре артезианский бассейн делится на три водоносных горизонта:
кристаллический фундамент, вендско-палеозойский осадочный чехол и четвертичный
покров.
Подземные воды фундамента в районе
поселка Горская не используются из-за высокой минерализованности (1-3 г/л
сухого остатка). Практический интерес представляет водоносный горизонт с
пресной водой в песчаных слоях нижней части гдовского комплекса венда,
мощностью 50-80 м. На территории Курортного района глубина залегания комплекса
составляет от 60 м и более. Подземные воды высоконапорные, по химическому
составу гидрокарбонатно-натриевые, используются для хозяйственно-питьевого
водоснабжения.
По данным инженерно-геологических
изысканий, проведенных в 1972-1989 годах Государственным предприятием “Трест
ГРИИ “ на территории проектируемой транспортной развязки, постоянный горизонт
грунтовых вод приурочен к насыпным грунтам, болотным отложениям, а также к
позднеледниковым и послеледниковым пескам пылеватым, средней крупности и
гравийным грунтам. Поверхность вод зафиксирована на глубине от 0,0 до 2,9 м с
образованием открытого зеркала воды на пониженных участках. Грунтовые воды
имеют гидрокарбонатно-калиево-натриевый состав при минерализации, не
превышающей 0,5 г/л. Они неагрессивны или обладают слабой степенью
агрессивности по отношению к бетонным и железобетонным конструкциям [2].
Климат данного района
умеренно-холодный, влажный, переходящий от морского к континентальному. Ведущим
климатообразующим фактором является циркуляция воздушных масс. Наиболее
характерен западный перенос, вследствие которого здесь в течение всего года
преобладают ветры, поступающие с Атлантики. Это обусловливает продолжительную
мягкую зиму и короткое прохладное лето. Наряду с этим в значительной степени
проявляется и влияние Арктики.
Северные ветры вызывают резкое и,
в некоторых случаях, длительное похолодание зимой. Изредка на территорию
вторгается континентальный воздух, приносящий зимой мороз, а летом жару.
В холодное время года ветры
наиболее устойчивы по направлению и наибольшие по силе. Летом ветры ослабевают
и становятся менее устойчивыми по направлению.
Наибольшая скорость наблюдается в
зимнее время, летом она несколько ниже, а среднегодовая - составляет 4,6 м/с.
В целом, климат можно
охарактеризовать следующим образом: длительная зима с большим количеством
оттепелей (в среднем длится 104 дня), короткое прохладное лето (74 дня),
затяжные осень и весна.
|