Выполненный дипломный проект по
инженерно-экологической оценке воздействия на окружающую природную среду при
строительстве и эксплуатации транспортной развязки КАД с Приморским шоссе в
районе ст. Горская фиксирует исходное состояние среды, дает прогнозы ее
изменения на перспективу, определяет необходимые природоохранные мероприятия.
В соответствии с процедурой ОВОС
значительный объем работ был выполнен по инженерно-экологическим изысканиям,
преследующим цель определить картину исходного состояния окружающей среды. В
ходе этих работ были выполнены в частности:
- измерение фоновых уровней
радиации и поиск радиационных аномалий в зоне строительства (имеется положительное
санитарно-эпидемиологическое заключение городского ЦГСЭН);
- измерение загрязненности почв
нефтепродуктами и тяжелыми металлами в зоне строительных работ (имеется
положительное санитарно-эпидемиологическое заключение городского ЦГСЭН);
- измерение фоновых уровней шума в
жилой зоне пос. Горская и в зоне влияния Приморского шоссе;
- определение фоновых концентраций
загрязняющих веществ в воздухе.
Результаты этих исследований
позволяют характеризовать исходную экологическую обстановку в пос. Горская, как
нормальную и допускающую строительство на его территории нового объекта.
Прогноз изменения экологической
ситуации в связи со строительством и последующей эксплуатацией развязки
показывает, что основными видами воздействия, определяющими объемы необходимых
природоохранных мероприятий, являются:
- загрязнение воздуха диоксидом
азота в результате работы двигателей автомобилей, участвующих в движении по
транспортной развязке;
- повышение уровней шума в зоне,
примыкающей к развязке.
Загрязнение воздуха диоксидом
азота и транспортный шум являются определяющими факторами, влияющими на размеры
санитарно-защитной зоны вокруг размещаемого объекта.
Поскольку трассу дороги невозможно
вынести за пределы населенного пункта из-за привязки к комплексу защитных
сооружений от наводнений и ее строительство влечет за собой снос строений, а
также отчуждение ценных территорий, в проекте приняты все допустимые
технические решения, минимизирующие размеры объекта, среди которых следует
выделить следующие:
- устройство шумозащитного экрана
вдоль КАД справа (по ходу движения на Кронштадт) от ПК 1282+00 до ПК 1290+60 и
слева от ПК 1284+40 до ПК 1290+60 высотой 3м; экран позволяет снизить уровни
эквивалентного шума на 13 –14 дБА и уменьшить концентрации загрязняющих веществ
в воздухе на 25- 30%; эффективность экрана подтверждена экспериментально;
- устройство повышенной шумозащиты
за счет тройного остекления в домах, подверженных воздействию транспортного
шума в пределах 55-65 дБА.
- посадку зеленых насаждений общей
площадью 3 га для снижения уровней шума и концентраций загрязняющих веществ в
воздухе, а также для компенсации ущерба, причиняемого рубкой деревьев в полосе
отвода;
- проведение рекультивации
брошенных участков дорог, временных строительно-технологических проездов и
территорий, занимаемых на период строительства;
- обеспечение противоэрозионной
устойчивости откосов за счет посева трав и использования геосинтетических
материалов на крутых откосах.
Принятые меры позволили
существенно сократить размеры СЗЗ. Внутри установленной санитарно-защитной
зоны, запрещено строительство жилых домов, дошкольных и школьных
образовательных учреждений, а также лечебно-профилактических и оздоровительных
учреждений общего пользования.
Выполненные в настоящей работе
оценки и расчеты позволяют заключить, что в проекте предусмотрены все доступные
меры, позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую природную
среду и обеспечить соблюдение современных нормативных требований по ее качеству
вне пределов установленной санитарно-защитной зоны.
Полученные в дипломной работе результаты автора вошли составной частью
в ОВОС «Инженерный проект транспортной развязки Кольцевой автомобильной дороги
с Приморским шоссе в районе пос. Горская».
|