Демографический взрыв и научно-техническая революция
привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов.
Естественно, ученые сразу начали предпринимать шаги к
решению проблемы. Начиная с 1968 года, итальянский экономист Аурелио Печчеи
стал ежегодно собирать в Риме крупных специалистов из разных стран для
обсуждения вопросов о будущем цивилизации. Эти встречи получили название Римского
клуба
. В первых докладах Римскому клубу были успешно применены к
изучению тенденций развития социально-природных глобальных процессов
имитационные математические методы, разработанные профессором Массачусетского
технологического института Джеем Форрестером. Впервые в социальном прогнозе
были учтены составляющие, которые можно назвать экологическими: конечный
характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов
поглощать и нейтрализовать отходы человеческой производственной деятельности.
Прежние прогнозы, учитывавшие лишь
традиционные тенденции (рост производства, рост потребления и рост населения),
имели оптимистический характер. Учет же экологических параметров сразу перевел
прогноз в пессимистический вариант, показав неизбежность нисходящей линии
развития общества к концу первой трети XXI столетия в связи с возможностью
исчерпания минеральных ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды.
Последующие работы, выполненные по заказу Римского клуба под руководством
Д.Медоуза, а также М.Месаровича и Э.Пестеля, в основном подтвердили
справедливость глобальных прогнозов, составленных Дж. Форрестером.
Так впервые в науке была поставлена проблема
возможного конца цивилизации не в отдаленном будущем, о чем неоднократно
предупреждали различные пророки, а в течение весьма конкретного отрезка времени
и по вполне конкретным и даже прозаическим причинам. Возникла потребность в
такой области знания, которая бы обстоятельно исследовала обнаруженную проблему
и выяснила путь предотвращения грядущей катастрофы. Этой областью знания стала социальная
экология , задача которой состоит в изучении человеческого общества в
аспекте его совместимости с особенностями природной среды.
Для проведения исследований по экологии человека
требовалась теоретическая основа. Первым теоретическим источником стало учение
В.И. Вернадского о биосфере и неизбежности её эволюционного превращения в сферу
человеческого разума – ноосферу
. В.И. Вернадский доказал, что
человеческая деятельность становится ныне основным преобразующим фактором
развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного
изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития
человечества. Осуществить её можно лишь при условии, если основные процессы
биосферы будут управляться разумом. Ноосферное развитие – это разумно
управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение
жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов
будущих поколений.
Вторым источником формирования социальной экологии
является современное техниковедение – совокупность технических
наук, в которых рассматриваются многообразные функции техники как структуры
технических систем и технологий, созданных в процессе труда для облегчения всех
видов человеческой деятельности в аспекте воздействия их на окружающую
природную среду.
Третьим источником становления социальной экологии выступает
комплекс социальных наук , раскрывающий сущность человека, социальную
обусловленность его мыслительной деятельности, чувств, волевых импульсов,
ценностных ориентаций, установок в практической деятельности, в том числе и во
взаимоотношении с окружающей природной и социальной средой.
В качестве четвёртого источника выступает глобальное
экологическое моделирование
, методика которого разработана Дж.
Форрестером.
Функции и задачи социальной экологии.
Термин социология происходит от
латинского слова ”societas” (общество) и греческого ”hoyos” (слово, учение). Из
чего следует, что социология - есть наука об обществе в буквальном
смысле слова. Взаимоотношения внутри общества и с окружающими его факторами.
На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить
общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный
оборот понятие социология было введено французским философом
Огюстом Кантом в 30-х годах прошлого столетия. Как наука социология
формировалась в XIX веке в Европе. Огюст Кант и затем англичанин
Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в
самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и
сформулировали специфические, лишь ей присущие методы.
Экология – наука, изучающая отношение организма к окружающей
его внешней среде, в смысле совокупности условий существования (органических и
неорганических). Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений,
аналогичный тому, какой является предмет социология. И тут и там изучаются
факты и процессы взаимодействия.
Экология – это не только наука о состоянии природной среды.
Это еще и наука о путях сохранения среды обитания человека в условиях
усиливающегося воздействия на нее его деятельности, и наука о путях
восстановления разрушенных природных факторов. Поэтому вполне естественно
говорить о наличии в структуре экологического знания как естественнонаучных,
так и социальных компонентов.
Социальная экология - научная дисциплина, рассматривающая
соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со
средой, окружающей человека. В поле зрения социальной экологии попадают не
только и не столько естественные процессы взаимодействия живых организмов с
природной средой обитания, сколько процессы взаимодействия сложных эко- и
социосистем с социальными по своей сущности, т.е. возникшими в результате
активной общественной деятельности человека, взаимосвязями общества с
искусственно созданными, до человека не существовавшими, элементами среды,
несущими на себе отпечаток деятельности людей. Разрушаются привычные
перегородки между циклом естественных и социальных наук, но одновременно
конструируются новые, объединяющие предметные связи между этими двумя
различными группами наук.
Таким образом, социальная экология изучает структуру,
особенности и тенденции функционирования объектов так называемой "второй
природы", т.е. объектов искусственно созданной человеком предметной среды,
взаимодействующей с окружающей природной средой. Увы, именно существование
"второй природы" в подавляющем большинстве случаев порождает
экологические проблемы, возникающие на стыке экологических и социальных систем,
которые и выступают в качестве объекта социально-экологического исследования.
Социальная экология как наука имеет свои специфические
задачи и функции. Ее главными задачами являются: исследование отношений между
человеческими сообществами и окружающей географической, социальной и культурной
средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и
свойства окружающей среды. Социальная экология рассматривает биосферу Земли как
экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность
человека в единую систему «природа—общество», раскрывает
воздействие человека на равновесие природных экосистем, изучает вопросы
управления и рационализации взаимоотношения человека и природы. Задача
социальной экологии состоит также в том, чтобы предлагать такие эффективные
способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвращали
катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические
и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.
|