Основное
положение КУО состоит в том, что продукт становится мусором тогда, когда он
смешивается в мусорной корзине с другими продуктами. Вагон, наполненный пустыми
бутылками и больше ничем – это, собственно, не мусор, а коммерческий продукт –
сырье для промышленности (особенно, если бутылки одного цвета). Поэтому
основная проблема, как правило, состоит не в том, как происходит вторичная
переработка на заводах, и что именно делают с алюминиевыми банками или со
старыми газетами. Городские власти, озабоченные проблемой ТБО, не должны
пытаться построить заводы по переработке – почти наверняка такие предприятия,
принимающие хотя бы один из возможных видов вторсырья, найдутся в округе. От
городских властей требуется решить (возможно, исходя из существующих цен на
вторсырье) какой (или какие) именно компоненты ТБО будут собираться для
переработки, а затем и предпринять меры по выделению их из общего потока мусора
в своем населенном пункте. Эффективное разделение потока отходов является
ключом к успешному осуществлению программы КУО
. Именно это, а не
технические способы переработки материалов, является обычно предметом
деятельности городских властей и о ней-то в основном и пойдет речь ниже.
Возможные подходы
к разделению отходов представляют собой спектр решений, заключенных между двумя
полюсами: чисто «техническим» и чисто «социальным». Первый полюс – некая
идеальная фабрика, на входе которой мы имеем неразобранный поток муниципального
мусора, а на выходе – потоки материалов, удовлетворяющих требованиям рынка, и
поток, идущий на свалку.
Второй –
население само разделяет свои отходы, доводит их перерабатываемую часть до
рыночной кондиции (моют бутылки, удаляют крышки и т.п.), после чего доставляют
эти отходы «куда надо».
Первый путь в
чистом виде практически невозможен. Переработка неподготовленного потока ТБО
подходит, как метод получения обогащенного топлива для МСЗ, и попутно решает
некоторые задачи извлечения вторсырья (например, металлов), но как метод,
имеющий основной целью выделение вторсырья из общего потока мусора, она
не годится. Практически невозможно, например, отделить пластик от бумаги,
бутылочное стекло окажется перемешанным с оконным и т.п. Качество материалов,
полученных из общей смеси окажется невысоким. Разумеется, с чисто технической
точки зрения можно сколь угодно качественно разделить поток мусора, как с
помощью машинных технологий, так и с помощью ручной разборки. Однако такой
процесс, естественно, окажется непомерно дорогим, и это сделает всю деятельность
экономически бессмысленной. В частности, можно с уверенностью утверждать, что
издержки, налагаемые на общество при таком способе разборки смешанного мусора
окажутся значительно больше, чем если бы этот мусор разделялся или, точнее, не
смешивался бы вовсе с самого начала.
Однако существуют
различные модификации технологий разделения отходов. Иногда обеспечивают
раздельный сбор отходов в два контейнера: которые могут быть использованы, как
вторсырье и всех остальных. Затем отходы вторсырья свозятся на специальные
фабрики, на которых их сортируют на категории: стекло, бумага, металл, пластик
и т. д. Заметим, что уже этот подход требует участия общественности, которая
должна выбрасывать свои отходы в разные контейнеры.
Обычно считается,
что разделение отходов самим населением и другими «производителями отходов»
более приемлемо, чем «технологическое разделение» по следующим причинам:
·
в этом случае меньше суммарные издержки,
налагаемые на общество;
·
как правило, меньше и издержки, налагаемые на
городской бюджет и городские власти; в частности, не требуется значительных
затрат на приобретение и эксплуатацию сложных технологий разделения;
·
в решении проблемы ТБО принимают
непосредственное участие те, кто производит отходы – это (а) считается морально
правильным и (б) создает стимул для уменьшения количества отходов.
Итак,
в идеале отходы должны разделяться, или, точнее, не смешиваться, “у источника”
– населением, или сотрудниками учреждений, производящих “коммерческие отходы”.
Но никакая программа сбора вторсырья не будет работать «сама собой», без
определенных усилий властей. Ниже рассмотрены возможные механизмы участия
городских, региональных и национальных властей.
|