В Российском законодательстве имеются документы, определяющие
обязанности и ответственность организаций по сохранности, защите окружающей
среды. Такие акты, как Закон об охране окружающей природной среде, Закон о
защите атмосферного воздуха, Правила охраны поверхностных вод
от
загрязнения сточными водами играют определенную роль в сбережении экологических
ценностей. Однако в целом эффективность природоохранных мероприятий в стране,
мер по предотвращению случаев высокого или даже экстремально- высокого
загрязнения окружающей среды оказывается очень низкой.
Все техногенные воздействия на
окружающую среду можно разделить на незначимые, приемлемые и недопустимые.
В области незначимых воздействий все
виды деятельности дозволены без ограничений. Это, если угодно, зона
невмешательства в процессы, протекающие в окружающей среде. По-видимому,
границей этой области могут быть санитарно- гигиенические нормативы по содержанию
вредных веществ в воде, воздухе, пищевых продуктах. Считается, что эти
нормативы соответствуют порогам каких-либо неприятных воздействий веществ на
здоровье людей. Однако при этом не учитывается возможность накопления,
сорбирования этих веществ в других компонентах экосистем. Поэтому кроме
санитарно-гигиенических норм, дающих границу несущественности концентраций
веществ с точки зрения защиты здоровья человека, должны быть установлены и
экологические нормативы концентраций, разграничивающих значимые и незначимые
области воздействий на экосистемы.
В области значимых концентраций, где
ожидается, что интенсивность воздействий может превысить некоторый приемлемый
уровень - должны приниматься меры защиты для ограничения последствий
воздействий. В этой области Санитарная Инспекция и Контрольные органы
Госкомприроды должна обладать властью для принуждения
организаций-загрязнителей принимать необходимые меры к сокращению количества
выбрасываемых загрязнителей. В области недопустимых воздействий, где вероятный
вред, ущерб и другие последствия воздействий слишком велики, деятельность, гроз
экологическими катастрофами, не должна допускаться или даже должна запрещаться.
В случаях нарушения запрета виновников следует привлекать к строгой
ответственности.
Для установления границ этой важной
области должны быть известны величины критических воздействий, которые
приводили бы к деградации, угнетению биологических процессов в элементах
экосистем, выводили бы экосистемы из динамического равновесия с переходом в
менее благоприятные состояния.
С другой стороны нужно знать и
репарационные способности экосистем, возможности восстановления численности
популяций, видового разнообразия за счет адаптивных и миграционных явлений.
Природные экосистемы обладают
широким спектром физических, химических и и биологических механизмов
нейтрализации вредных и загрязняющих веществ. Однако при превышении значений
критических поступлений таких веществ, возможно наступление деградационных
явлений - ослабление выживаемости, снижение репродуктивных характеристик,
уменьшение интенсивности роста, двигательной активности особей. В условиях
живой природы, постоянной борьбы за ресурсы такая потеря жизнестойкости
организмов грозит потерей ослабленной популяции, за которой может развиться
цепь потерь других взаимодействующих популяций. Критические параметры
поступления веществ в экосистемы принято определять с помощью понятия
экологических емкостей. Экологическая или ассимиляционная емкость экосистемы [4]
- максимальная вместимость количества загрязняющих веществ, поступающих в
экосистему за единицу времени, которое может быть разрушено, трансформировано и
выведено из пределов экосистемы или депонировано за счет различных процессов
без существенных нарушений динамического равновесия в экосистеме. Типичными
процессами, определяющими интенсивность "перемалывания" вредных
веществ, являются процессы переноса, микробиологического окисления и
биоседиментации загрязняющих веществ. При определении экологической емкости
экосистем должны учитываться как отдельные канцерогенные и мутагенные эффекты
воздействий отдельных загрязнителей, так и их синергетические, т.е.
усилительные эффекты из-за совместного, сочетанного действия.
Какой же диапазон концентраций
вредных веществ надлежит контролировать? Приведем примеры предельно допустимых
концентраций вредных веществ, которые будут служить ориентирами в анализе
возможностей радиационального мониторинга окружающей среды.
В основном нормативном документе по
радиационной безопасности - Нормах радиационной безопасности (НРБ-76/87)
даны значения предельно-допустимых концентраций радиоактивных веществ в воде и
воздухе для профессиональных работников и ограниченной части населения. Данные
по некоторым важным, биологически активным радионуклидам приведены в Таблице 1.
Таблица 1 Значения допустимых концентраций для
радионуклидов.
Нуклид,
N
|
Период полураспада,
Т1/2 лет
|
Выход при делении урана,
%
|
Допустимая концентрация,
Ku/л
|
Допустимая концентрация
|
в воздухе
|
в воздухе
|
в воздухе, Бк/м3
|
в воде, Бк/кг
|
Тритий-3
(окись)
|
12,35
|
-
|
3*10-10
|
4*10-6
|
7,6*103
|
3*104
|
Углерод-14
|
5730
|
-
|
1,2*10-10
|
8,2*10-7
|
2,4*102
|
2,2*103
|
Железо-55
|
2,7
|
-
|
2,9*10-11
|
7,9*10-7
|
1,8*102
|
3,8*103
|
Кобальт-60
|
5,27
|
-
|
3*10-13
|
3,5*10-8
|
1,4*101
|
3,7*102
|
Криптон-85
|
10,3
|
0,293
|
|
|
3,5*102
|
2,2*103
|
Стронций-90
|
29,12
|
5,77
|
4*10-14
|
4*10-10
|
5,7
|
4,5*101
|
Иод-129
|
1,57*10+7
|
-
|
2,7*10-14
|
1,9*10-10
|
3,7
|
1,1*101
|
Иод-131
|
8,04 сут
|
3,1
|
1,5*10-13
|
1*10-9
|
1,8*101
|
5,7*101
|
Цезий-135
|
2,6*10+6
|
6,4
|
|
|
1,9*102
|
6,3*102
|
Свинец-210
|
22,3
|
-
|
2*10-15
|
7,7*10-11
|
1,5*10-1
|
1,8
|
Радий-226
|
1600
|
-
|
8,5*10-16
|
5,4*10-11
|
8,6*10-3
|
4,5
|
Уран-238
|
4,47*10+9
|
-
|
2,2*10-15
|
5,9*10-10
|
2,8*101
|
7,3*10-1
|
Плутоний-239
|
2,4*10+4
|
-
|
3*10-17
|
2,2*10-9
|
9,1*10-3
|
5
|
Реальные выбросы и сбросы
радиоактивных веществ при нормальной эксплуатации АЭС обычно много ниже
допустимых, так что нормы по концентрация радионуклидов в окружающей среде
вблизи АЭС безусловно выполняются.
|