В России с
её огромными расстояниями воздушному транспорту отводится особая роль. Прежде
всего он развивается как пассажирский транспорт и занимает второе (после
железнодорожного) место в пассажирообороте всех видов транспорта в
междугороднем сообщении. Ежегодно осваиваются новые воздушные линии, вводятся в
строй новые и реконструируются действующие аэропорты. Доля воздушного
транспорта в грузовых перевозках невелика. Но среди грузов, перевозимых этим
видом транспорта, основное место занимают различные машины и механизмы,
измерительные приборы, электротехническое и радиотехническое оборудование,
аппаратура, особо ценные, а также скоропортящиеся грузы.
Помимо
перевозок пассажиров, почты и грузов, гражданская авиация выполняет работы в
сельском и лесном хозяйствах, применяется при сооружении линий электропередачи,
нефтяных и буровых вышек, укладке путей трубопроводов, используется в
медецинском обслуживании. В развитии сети путей сообщения особое место
принадлежит международным воздушным линиям. Аэрофлот связывает Россию с 97
государствами Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В нашу страну
летают самолёты авиакомпаний более чем 30 государств.
Современный
этап развития воздушного транспорта характеризуется созданием
высокопроизводительных и экономичных самолётов. Новые технические решения по
аэродинамической компоновке, применению новых материалов, снижению уровней шума
и загрязнения окружающей среды находят своё отражение в создаваемых самолётах
нового поколения.
Крупные
аэропорты имеют собственные системы водоснабжения и водоотведения. Но во многих
районах страны (в Ростовской, Астраханской, Воронежской, Оренбургской областях
и других) такие системы обеспечивают нормативную потребность в воде питьевого
качества менее чем на 70%. Объём оборотной чистой воды, используемой в
аэропортах на технические нужды, снижается из – за ухудшения качества её
очистки на собственных очистных сооружениях.
С
хозяйственно – бытовыми и производственными сточными водами отрасли
сбрасываются нефтепродукты, этиленгликоль, поверхностно – активные вещества,
тяжёлые металлы и другие вредные примеси в недопустимо высоких концентрациях –
от 2 до 10 ПДК. Уровень обеспеченности аэропортов системами очистки
производственных стоков не превышает 20% от нормативной потребности.
Актуальной
экологической проблемой остаётся организация отвода, сброса и обезвреживания
поверхностного стока (загрязнённых дождевых, талых, поливно – моечных вод) с
искусственных покрытий аэродромов. Оборудованием для очистки сильно
загрязнённых дождевых и талых вод оснащены только 14 крупных аэропортов. В
основном (особенно в районах Крайнего Севера) такие воды отводятся без очистки
на рельеф местности. Почва вокруг аэропортов загрязнена солями тяжёлых металлов
и органическими соединениями в радиусе до 2 – 2,5 км. В осенне-зимний и
весенний периоды производится антиобледенительная обработка воздушных судов и
удаление снежно – ледовых отложений с искусственного покрытия аэродромов. При
этом применяются активные противогололёдные препараты и реактивы, содержащие
мочевину, аммиачную селитру, поверхностно – активные вещества, которые также
попадают в почву.
В
аэропортах накапливается различные твёрдые и жидкие отходы производства и
потребления. Отходы, опасные в санитарно – гигиеническом и пожарном отношениях,
хранятся в специальных помещениях, площадь которых составляет всего около 3% от
общей площади земель, занятых в аэропортах отходами. На организованных свалках,
куда вывозятся остальные отходы, менее 20% площадей подготовлены для размещения
производственных и бытовых отходов.
Значительное
сокращение объёмов перевозок воздушным транспортом в 1992 г. привело к
уменьшению суммарного количества выбросов в атмосферный воздух до 280 тыс. т
(против 308 тыс. т в 1991 г.). От стационарных источников выброшено 42 тыс. т загрязняющих
веществ, что соответствует уровню 1991 г., уловлено и обезврежено только 18%
всех отходящих веществ.
Серьёзные
проблемы возникают из – за недопустимо высокого шумового воздействия воздушных
судов на прилегающие к аэропортам гражданской авиации территории жилой
застройки. Характеристики шума современных отечественных самолётов, длительное
время находящихся в эксплуатации, существенно уступают аналогичным
характеристикам зарубежных самолётов. Это приводит к заметному росту доли
населения, страдающего от географии аэропортов, принимающих самолёты более
шумных типов (Ил – 76Т, Ил – 86 и другие) по сравнению с типами воздушных
судов, эксплуатирующихся в них ранее.
В
настоящее время примерно 2 – 3% населения России подвержены воздействию
авиационного шума, превышающие нормативные требования. На железной дороге в
1992 году объём выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников, по
оценочным данным, составил 465 тыс. т, из которых 28, 6% (против 29, 4% в 1991
г.) уловлено и обезврежено, а 331, 5 тыс. т выброшено в атмосферу (твёрдых
веществ – 98, 2 тыс. т, оксид углерода – 122, 6 тыс. т, оксидов азота – 21, 5
тыс. т) согласно расчётам выбросы от передвижных источников составил более 2
млн. т.
|