Выполняя
внутренние перевозки, морской транспорт оказывает большое влияние на развитие
многих экономических районов. Его роль особенно велика в жизни Дальнего Востока
и Севера, где он является практически единственным видом транспорта. Важнейшее
значение морской транспорт имеет для связей с зарубежными странами.
В 1994 г.
морскому флоту России исполнилось 70 лет. За эти годы общая грузоподъёмность
выросла почти в 40 раз и достигла 19 млн. т. Изменился флот и качественно. Его
техническая база постоянно совершенствуется.
Повышение
эффективности морского флота связано с внедрением более совершенных дизелей и
паровых турбин, увеличением средней грузоподъёмности судов, повышением КПД
главных силовых установок. Важное значение имеет улучшение использования
грузоподъёмности, а также сокращение относительного времени стоянки судов в
портах под погрузкой – выгрузкой.
Морские
порты являются выраженными неорганизованными источниками загрязнения
атмосферного воздуха твёрдыми и газообразными веществами. Этот тип промышленных
предприятий характеризуется большой площадью “сноса” вредных веществ,
периодичностью их поступления, связанной с технологическим циклом перегрузки.
Интенсивность
загрязнения воздушного бассейна и дальность распространения загрязнений зависят
от объёмов и видов основных перерабатываемых грузов, технологии их перегрузки
(крановая, конвейерная). При крановой перегрузке сыпучих материалов (уголь,
руда) загрязнение атмосферного воздуха выше, чем при конвейерной. Санитарно –
защитная зона от мест перегрузки сыпучих грузов крановым способом должна
составлять не менее 500 м, а конвейерным – не менее 300 м. Морские порты
являются крупными водопотребителями, использующими пресную воду питьевого
качества. На нужды флота расходуется до 30% забираемой воды, а 70% идёт на
производственно – технические и хозяйственно – питьевые нужды береговых служб
порта. При этом на питьевые цели расходуются лишь около 40% воды.
Морские
торговые порты с малым грузооборотом характеризуются более высоким удельным
расходом воды. Поэтому создание портовых комплексов крупной единичной мощности
экономически и экологически целесообразно. Такие комплексы позволяют
существенно улучшить показатели природопользования морским транспортом и
снизить отрицательное экотоксилогическое влияние хозяйственной деятельности
портов на морские акватории.
|