Экологические законы,
относящиеся к автотранспорту, действующие в России, описаны в главе 26
Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Это статьи: 247 – «Нарушение правил обращения
экологически опасных веществ и отходов», 250 – «Загрязнение вод», 251 – «Загрязнение
атмосферы», 254 – «Порча земли».
Законы есть, но
придерживаются ли их автовладельцы и автопроизводители? Ответ напрашивается
сам, т.к. эксплуатируемые в стране автомобили не соответствуют современным
европейским ограничениям по токсичности и выбрасывают вредных веществ
существенно больше, чем зарубежные аналоги. Существует несколько наиболее
важных причин отставания России в этой сфере:
– низкая культура
эксплуатации автомобилей. Количество неисправных автомобилей, находящихся в
эксплуатации до сих пор весьма велико даже в Москве;
– отсутствие
жестких законодательных требований к экологическим качествам автомобилей. С начала 90-х годов стандарты,
сохранившиеся в течение 10 лет почти без изменений, начали существенно
отставать от европейских норм. В отсутствие достаточно жестких требований по
токсичности выбросов, потребитель не заинтересован покупать экологически более
чистые, но при этом более дорогие автомобили, а производитель не склонен их выпускать;
–
неподготовленность инфраструктуры эксплуатации автомобилей, оборудованных в соответствии с
современными экологическими требованиями;
– в отличие от
европейских стран, у нас в стране до сих пор затруднено внедрение
нейтрализаторов.
В последние годы ситуация начала меняться к
лучшему. Хотя введение в действие жестких экологических норм и происходит с
опозданием в 10 лет, важно что оно началось. Так, например, в Москве благодаря
проведению соответствующих мероприятий уже наметилась некоторая тенденция в
уменьшении выброса вредных веществ автотранспортом. Уже в 1998 г. выброс
снизился на 165 тыс. т по сравнению с 1997 г., несмотря на увеличение парка
автомобилей.
|