В
области улучшение качества атмосферного воздуха:
- разработка и реализация
общегородской (региональной) программы "Чистый воздух";
- дальнейшее развитие системы
мониторинга загрязнения воздуха в городе и ЛПЗП;
- разработка и применение
моделей расчета выпадения и аккумуляции в природных средах соединений серы,
азота, углерода, окислителей, органических соединений, соединений тяжелых
металлов;
- повышение технологического
уровня нефтеперерабатывающих и химических производств, предприятий строительной
индустрии, объектов теплоэнергетического комплекса с целью сокращения токсичных
выбросов в атмосферу;
- снижение загрязнения
воздуха транспортными средствами;
- оценка влияния загрязнения
атмосферы на здоровье населения.
В
области рационального использования водных ресурсов и улучшения качества воды:
- разработка и реализация
программ по водным ресурсам "Москва-река" и "Малые реки";
- мониторинг качества воды,
комплексная оценка состояния водных ресурсов города;
- снижение сбросов токсичных
веществ в водные объекты;
- разработка комплексных
подходов к водозабору, водораспределению, очистке, использованию и сбросу вод;
- разработка и осуществление
мероприятий, направленных на защиту подземных вод от загрязнения.
В
области защиты почв и рационального землепользования:
- мониторинг почвенного
покрова и земельных ресурсов, оценка деградации почв;
- уменьшение загрязнения почв
токсичными химическими веществами, в том числе тяжелыми металлами;
- разработка и применение
методов рекультивации почв и земель.
В
области управления опасными отходами:
- мониторинг опасных
промышленных и бытовых отходов;
- разработка и внедрение
методов и средств ограничения распространения опасных химических веществ из
отходов в окружающей среде;
- разработка методов,
технологий и средств обезвреживания опасных отходов;
- разработка технологий и
методов использования опасных и других отходов в качестве вторичного сырья;
- разработка и осуществление
требований к малоотходным и безотходным технологиям и рециркуляции отходов в
промышленности;
- изучение воздействия
опасных химических веществ, содержащихся в отходах, на окружающую среду и
здоровье человека.
В
области стратегии развития промышленности, энергетики и транспорта:
- разработка критериев, норм
по планированию и размещению производственных объектов, функциональному
зонированию территории;
- определение экологических
критериев развития и реконструкции транспортной системы города.
В
области административного регулирования - прямой контроль и лицензирование
процессов природопользования, а также введение соответствующих нормативов, стандартов
и ограничений, в том числе:
- стандартов качества
окружающей природной среды, регламентирующих допустимое состояние воздушного и
водного бассейнов, почв и других ее составляющих (ПДК, ПДУ и др.);
- стандартов воздействия на
окружающую среду определенного производственного процесса (предприятия),
устанавливающих уровень выбросов (сбросов, отходов) из данного точечного
источника после применения очистного оборудования (ПДВ, ПДС, ВСВ, ВСС, лимиты
размещения отходов и др.);
- технологических стандартов,
устанавливающих определенные требования для процесса производства или очистных
технологий (например, удельные нормативы, "наилучшие из имеющихся
технологий" и др.);
- стандартов качества
продукции (например, содержания вредных веществ в продуктах питания, питьевой
воде и др.).
В
области непосредственного административного воздействия на виновников
загрязнения развитие:
- прямых запретов,
применяемых в тех случаях, когда определенные производства или первичные
ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду, что
эффективным становится только их полное запрещение (ДДТ, озоноразрушающие
вещества и др.). Данный метод часто применяется в сочетании с лимитированием
(ограничением масштабов воздействия), предшествующим полному запрету;
- оценки воздействия на
состояние окружающей среды (ОВОС), служащей, в т.ч., для организации сбора и
предоставления информации о потенциальных экологических издержках проектов;
- разрешений и лицензий,
необходимых для хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять (развивать)
деятельность в сфере, подлежащей лицензированию или легально осуществлять
выбросы.
В
области экономических методов управления природоохранной деятельностью развитие:
- налогов (платежей) на
загрязнение, представляющих собой косвенные рычаги воздействия и
выражаюшихся в установлении платы за выбросы (сбросы, отходы);
- платежей пользователей за
получение разрешения или лицензии;
- субсидий, представляющих
собой специальные выплаты хозяйствующим субъектам-загрязнителям за сокращение
выбросов (инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой
процента, гарантирование займов, обеспечение ускоренной амортизации
природоохранного оборудования, компенсационные выплаты за использование
первичных ресурсов и конечной продукции и др.);
- системы обязательной
ответственности за причиненный ущерб, представляющей собой денежное возмещение
ущерба (включая штрафы) либо осуществление компенсационных мероприятий, в том
числе на добровольной основе (например, рекультивация земель, лесовосстановление
и др.);
- системы целевого
резервирования средств для реализации природоохранных мероприятий (например,
обезвреживание или утилизацию отходов), представляющей собой прямой залог или
его разновидности;
- системы коллективной
ответственности (концепция "пузыря"), представляющей собой трактовку
множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы,
обеспечивающей с применением рыночных механизмов (купля-продажа прав на
загрязнение) оптимизацию природоохранных затрат и результатов;
- банков прав на загрязнение,
представляющих собой модификацию предыдущего подхода, и обеспечивающих
реализацию "экологических финансовых инструментов" (банковские
операции по купле-продаже прав на загрязнение, кредитование эмиссий и др.);
- информационных систем,
обеспечивающих оперативность, полноту и достоверность информации о состоянии
окружающей природной среды, ее загрязнении.
|