Физическая культура – это культура тела в самом широком смысле, включающая множество
аспектов. И новорожденный, и грудной младенец нуждаются в ней не меньше, чем взрослый.
В целом физическая культура призвана выполнять следующие основные функции: во-первых,
на ином качественном уровне заменить те нагрузки, которые человек перестал получать
с развитием цивилизации; во-вторых, из-за качественных отличий от физической работы
по добыванию пищи и обеспечению элементарных жизненных нужд она становится одним
из средств всестороннего, гармоничного развития благодаря тесной связи физического
и психического развития.
Мы уже отмечали ранее, что в преобразовании предка человека в современного Homo
sapiens должен был участвовать весь комплекс факторов, вызывающих различные адаптивные
напряжения. Учитывая роль физической активности в развитии психики, этот фактор,
судя по всему, имел огромное значение. Не трудно представить, какие физические нагрузки
должен был испытывать детеныш первобытного человека, и эти нагрузки являлись одним
из условий эволюции.
В современной жизни такие нагрузки, конечно, не нужны. Но закон, тем не менее,
остается в силе: движение продолжает быть условием развития.
Если для ребенка грудного сегодня еще предлагаются кое-какие упражнения (правда,
подходящие более больному и немощному старику), то физическая культура новорожденного
– бесконечное лежание в пеленках. Самое печальное следствие этого – нереализация
заложенных природой возможностей развития – как физического, так и психического.
С самых же первых дней жизни для малыша необходимы движения, упражнения. И очень
важно осознавать главную цель предлагаемых ребенку занятий – дать возможность раскрыться
заложенным в нем потенциям, дать возможность природе реализовывать свои эволюционные
программы.
Естественно, что с помощью физической культуры решаются и некоторые частные проблемы:
лечение заболеваний, коррекция опорно-двигательного аппарата, коррекция психических
состояний и т.д.
Ниже мы выделяем три главные составные части физической культуры младенца:
Динамическая гимнастика. Это система динамических упражнений, легко осваиваемая
родителями и ребенком, являющаяся наиболее доступной и универсальной формой физической
тренировки, дающая разнообразные положительные эффекты для тела и психики.
Водные тренировки, или акватренинг. Вода предоставляет большие возможности
сама по себе как биологически активная среда и как особая среда для тренировок,
позволяющая делать с ребенком в том числе и активные дыхательные упражнения.
"Бэби-йога". Это специальная гимнастика, напоминающая йогические асаны,
исполняемая с ребенком, как правило, один или, по необходимости, несколько раз после
рождения. Эту гимнастику должен выполнять опытный специалист.
Следует подчеркнуть и тот факт, что любая форма занятий с ребенком является не
только физическим, но и психоэмоциональным взаимодействием с ним. Даже если вы просто
касаетесь ребенка рукой, то для него это целое послание, еще один штрих в формирующейся
картине мира.
С самых первых дней жизни малыш обладает способностью общения с окружающими и
испытывает потребность в этом общении. По сути, наше общение с ребенком происходит
постоянно, что бы мы с ним не делали. Кормится ли он из груди, укачивается на наших
руках, или когда мы его купаем, делаем массаж или гимнастику – помимо чисто практических
действий мы ведем с ребенком своеобразный диалог посредством самых различных сигналов.
Даже когда он спит, диалог не угасает полностью. И от понимания этого зависит, насколько
осознанно с нашей стороны происходит это общение.
Занятия с ребенком физической культурой – тоже своеобразная форма общения с ним,
и соотношение значимости этого аспекта с аспектом физической тренировки примерно
такое же, как у проблемы воспитания в целом с проблемой физического развития. Это
своеобразный язык, разговаривая на котором, мы с самых первых дней можем обсуждать
с малышом множество проблем, сообщая ему сведения, актуальные именно в его возрасте
и состоянии.
Своеобразие этого языка в том, что общение происходит с помощью сигналов, для
взрослого человека непривычных. Здесь зрение и слух поставляют ребенку информации
гораздо меньше, чем его осязание, вестибулярный аппарат, терморецепторы. Большую
роль играют кинестетические ощущения, т.е. ощущения положения тела в пространстве,
напряжения мускулатуры, и вообще то, что можно назвать как "внутрителесные ощущения".
Овладев определенными навыками, взрослый может загружать эти информационные каналы
столь же тонко и дифференцированно, сколь это ему удается при общении со взрослым
партнером посредством зрения и слуха.
Обратная же связь, то есть получение сигналов от ребенка взрослым, происходит
как в привычной форме – через органы чувств, так и путем непосредственного ощущения
состояния малыша в результате бондинга. Занятия с малышом физическими упражнениями
помогают родителям непосредственно ощущать его состояния, способствуют образованию
бондинга.
На языке движения можно помочь ребенку уже в самом раннем возрасте получить конкретные
представления о столь фундаментальных вещах, как строение его тела, знание о том,
как оно работает, как напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности
и где их предел. Малыш знакомится с такими характеристиками окружающего мира, как
пространство и время, узнавая, что такое верх, низ, изменение направления движения,
ритм и аритмичность, скорость, вращение, амплитуда, положение и взаиморасположение
и т.д.
Очень много сведений получает ребенок и о родителях – как они к нему относятся,
насколько его чувствуют, что ему хотят предложить, насколько в него верят и насколько
способны его понять.
Конечно же, речь не идет о рациональном осмыслении ребенком всех перечисленных
аспектов, но, сталкиваясь с ними как с действующими факторами, он воспринимает и
запечатлевает их непосредственно, они органически входят в ту картину мира, которая
формируется в его сознании.
Многогранность этой картины, представление о собственных возможностях способствуют
расширению представления ребенка о норме. Это повышает его адаптивные возможности,
физическую и психическую устойчивость, расширяет его диапазон приемлемости, повышает
интерес к собственному существованию, к окружающему миру, способствует процессу
самоосознания, формирует уверенность в собственных силах.
Общее и всестороннее укрепление организма "подтягивает" за собой развитие его
иммунной системы. Дети реже болеют, увереннее переносят болезненные состояния.
Методами физической культуры родители могут целенаправленно задавать ребенку
различные по характеру и степени эмоциональные состояния. Такая эмоциональная загрузка
при правильном ведении обеспечивает развитие у ребенка здоровой, устойчивой психики.
У детей формируется жизнерадостный, уравновешенный характер, такие качества как
коммуникабельность, спокойствие, уверенность в себе, любознательность, доброжелательность
и открытость.
Такие возможности, предоставляемые, казалось бы, чисто физическими упражнениями,
– вовсе не преувеличение. Ведь у новорожденных и грудных детей физическое и психическое
настолько тесно связано, что язык прикосновений, язык движений тела является для
них наиболее информативным. Нужно всегда помнить, что выполняя с малышом то или
иное упражнение, мы воздействуем на его психику не меньше, чем на мускулы и суставы.
Физическая культура для новорожденных и грудных детей – это не некая жесткая
программа, которую родители должны реализовать с максимальной точностью, и выполнив
все пункты которой, они вправе рассчитывать на какие-то заранее обещанные результаты.
Это инструмент, который дается в руки родителям, делающий их работу с ребенком более
эффективной, средство, позволяющее воздействовать на ребенка более результативно.
Физическая культура позволяет родителям достичь тех целей, которые они сами определяют
в отношении своих детей, однако результат сильно зависит от реальности цели, ее
соответствия возможностям ребенка и умения родителей. Так, например, при нечутком
отношении к малышу, когда высокие "спортивные" результаты важнее положительного
отношения ребенка к занятиям, безусловно могут быть всевозможные негативные эффекты
– стресс, переутомление, травмы.
Применение методов физической культуры к новорожденным и грудным детям требует
от родителей внимательного, ответственного подхода к занятиям, понимания того, что
при всей эффективности и универсальности различных форм упражнений, конечный результат
зависит только от них самих.
Многолетний опыт подтверждает эффективность нижеприведенных методов, реальность
достижения высоких результатов в развитии и оздоровлении малышей. Однако глубокие
индивидуальные различия в физическом и психическом состоянии младенцев, разные возможности
родителей, различия в глубине контакта с ребенком, разный уровень знаний о детском
организме, в конце концов, разные задачи, которые могут ставить перед собой и детьми
родители, не позволяют делать какие-либо широкие обобщения, на основе которых можно
давать объективные рекомендации по нормам, срокам проведения и продолжительности
занятий, режиму нагрузок, устанавливать сроки достижения конкретных результатов.
В то же время методика занятий такова, что постепенно овладевая ею, даже малоопытные
родители могут научиться чувствовать и понимать своего малыша, правильно расставлять
акценты в занятиях, усложнять упражнения и повышать нагрузки в строгом соответствии
с ростом своего умения и развитием ребенка, не подвергая его ни малейшей опасности.
Как динамическая гимнастика, так и водные тренировки представлены ниже в виде
определенных этапов. И переходить к следующему этапу нужно только тогда, когда освоен
предыдущий. Все новые упражнения и движения готовятся как бы заранее, "внутри" предшествующих
занятий, каждый новый этап "вызревает" в освоенном.
В конечном итоге, отталкиваясь от своих собственных навыков, от физического и
психического состояния малыша, его индивидуальных особенностей, и в соответствии
с поставленными целями, используя эти этапы как практический рабочий материал, каждые
родители со своим малышом строят собственную уникальную систему занятий, наиболее
подходящую именно для них.
|