Основные пути снижения экологического ущерба от
транспорта выделятся в следующем:
1)
Оптимизация
движения городского транспорта.
2) разработка
альтернативных энергоисточников;
3) дожигание и
очистка органического топлива;
4)
создание (модификация) двигателей, использующих альтернативные
топлива;
5)
защита от шума;
6)
Экономические
инициативы по управлению автомобильным парком и движением.
Улучшение градостроительства и
оптимизация городского движения транспорта взаимно увязаны и нацелены на
лучшую планировку дорог и улиц, создание транспортных развязок, улучшение
дорожного покрытия, контроль скоростного движения.
Альтернативный транспорт — это
электромобили, применение альтернативного топлива, строительство линий для
скоростного трамвая, метро, автомотрисы и др.
Экономические инициативы — налог на
автомобили, топливо, дороги, инициативы по обновлению автомобилей.
Для
того чтобы сохранить человечеству автомобиль необходимо если не исключить, то
свести к минимуму вредные выбросы. Работы в этом направлении ведутся во всем
мире и дают определенные результаты. Автомобили выпускаемые в настоящее время в
промышленно развитых странах, выбрасывают вредных веществ в 10–15 раз меньше,
чем 10–15 лет тому назад. Во всех развитых странах происходит ужесточение
нормативов на вредные выбросы при работе двигателя. В 2000 г. введены более
строгие нормы. Происходит не только количественное ужесточение норм, но и их
качественное изменение. Так, вместо ограничений по дымности введено
нормирование твердых частиц, на поверхности которых адсорбируются опасные для
здоровья человека ароматические углеводороды и в частности, канцерогенный
бенз(а)пирен. Постоянно расширяется список веществ, содержание которых должно
находится под контролем.
Глобальная
автомобилизация кроме загрязнения воздуха преподнесла человечеству ещё одну
проблему: куда девать машины отслужившие свой срок? Для России экологические
проблемы автомобильного транспорта стали особенно актуальными в последнее
десятилетие. В 1998 г. автомобильный парк России составил уже 23,7 млн машин, в
том числе 18,8 млн легковых; 4,26 млн грузовых автомобилей и 627 тыс. автобусов
и темпы роста составляли: в 1996 г. – 5,3 %; в 1997г. – 9,2 %; в 1998г. – 5,2
%. Особенно напряженной экологическая обстановка оказалась в Москве, где
автомобильный парк на начало 1999 г. насчитывал 2,2 млн единиц. По сравнению с
1998 г. прирост составил 120 тыс. автомобилей или 6 %. При суммарном годовом
объеме выбросов от стационарных и передвижных источников загрязнения, равном
1738 тыс. т доля автотранспорта составила 1604 тыс. т или 92,3%. Это привело к
тому, что на отдельных магистралях города в часы пик содержание вредных веществ
в воздухе превосходит допустимые концентрации в 10 и более раз.
Эксплуатируемые
в стране автомобили не соответствуют современным европейским ограничениям по
токсичности и выбрасывают вредных веществ существенно больше чем зарубежные
аналоги. Существует несколько наиболее важных причин отставания России в этой сфере:
– низкая
культура эксплуатации автомобилей. Количество неисправных автомобилей,
находящихся в эксплуатации до сих пор весьма велико даже в Москве
–
отсутствие жестких законодательных требований к экологическим качествам
автомобилей. С начала 90-х годов стандарты, сохранившиеся в течение 10 лет
почти без изменений, начали существенно отставать от европейских норм. В
отсутствие достаточно жестких требований по токсичности выбросов, потребитель
не заинтересован покупать экологически более чистые, но при этом более дорогие
автомобили, а производитель не склонен их выпускать.
–
неподготовленность инфраструктуры эксплуатации автомобилей, оборудованных в
соответствии с современными экологическими требованиями.
– в
отличие от европейских стран, у нас в стране до сих пор затруднено внедрение
нейтрализаторов.
В последние годы ситуация начала меняться к
лучшему. Хотя введение в действие жестких экологических норм и происходит с
опозданием в 10 лет, важно что оно началось. Так, например, в Москве благодаря
проведению соответствующих мероприятий уже наметилась некоторая тенденция в
уменьшении выброса вредных веществ автотранспортом. Уже в 1998 г. выброс
снизился на 165 тыс. т по сравнению с 1997 г. несмотря на увеличение парка
автомобилей.
|