Еще в древнем Риме существовали законодательные
положения, регулирующие уровень шума, создаваемого транспортными средствами
того времени. Но лишь недавно, с начала 70-х годов XX
в. при разработке
перспектив развития транспорта стали учитывать воздействие его на окружающую
среду. Движение за чистоту окружающей среды стало столь могучим, что многие
перспективные разработки в области транспорта были признаны экологически
нежелательными. Эта экологическая революция произошла не как результат реакции
общественности на загрязнение окружающей во всех ее проявлениях, а как
результат сочетания возросшей
озабоченности и общественности с необходимостью поддержания экологической
чистоты хотя бы на сложившемся к этому времени уровне в силу интенсивного развития
средств транспорта и транспортных систем и урбанизации. Например, перевозки
автомобильным транспортом в странах Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР) за 1960-1980 гг. выросли в 3 раза, воздушным – в 2 раза. Городское
население этих стран увеличилось на 50%, а число городов с количеством жителей
более 1 млн. чел. удвоилось. За тот же период было построено много автодорог,
аэропортов и других крупных транспортных сооружений.
При таком развитии транспорта и в не приходится удивляться
тому, что шумовая загрязненность окружающей среды постоянно возрастала.
Но следует указать, что с конца 70-х годов главным
образом благодаря экспериментальным исследованиям, связанным с ограничением
шума, создаваемого индивидуальными средствами транспорта и воздушными судами,
а также частично в результате совершенства дорог и звукоизоляции зданий, достигнутый
ранее уровень транспортного шума имеет тенденцию к стабилизации.
Учитывая тенденции снижения шума на ближайшие
несколько лет, можно прийти к заключению о намечающемся улучшении
соответствующих показателей. В странах ОЭСР к средствам грузового транспорта
предъявлены более жесткие требования по ограничению шума. Новые правила должны
привести к существенным изменениям, которые особенно затронут ту часть
населения, которая подвергается воздействию шума, создаваемого тяжелым
грузовым транспортом. Кроме того, в некоторых странах вводятся более совершенные
нормы проектирования автомобильных дорог, а также законодательство, обеспечивающее
людям, чьи дома подвержены значительному воздействию транспортного шума,
право требовать принятия дополнительных мер по звукоизоляции жилых помещений.
Подсчитано, что во Франции к 2000-му году доля
городских жителей, подвергаемых воздействию шума с уровнем 65 дБА и выше,
снизилась до 13% по сравнению с 16% в 1975 г. Это небольшое, но, тем не менее,
существенное уменьшение.
Предусматривая более жесткие меры по снижению шума
транспортных средств в источнике его возникновения, можно ожидать дальнейшего
реального уменьшения воздействия шума на человека. Еще в 1971 г. в Великобритании
при разработке проекта малошумных тяжелых автотранспортных средств было
рекомендовано исходить из нормативного уровня шума 80 дБА. Даже если этот
проект и продемонстрировал, что современная технология позволяет реализовать
определенную степень требуемого снижения шума, являясь в то же время
экономически приемлемой, все еще остаются технические и политические трудности
при установлении законодательных мер, которые способствовали бы внедрению в
производство приведенных выше норм проектирования. Подсчитано, что если бы
удалось реализовать эту техническую политику, число людей, которые
подвергаются воздействию шума 65 дБА и более, существенно уменьшилось бы.
Что касается шума, создаваемого гражданскими
самолетами, то согласно большинству исследований реализация мер по уменьшению
его воздействия займет достаточно длительное время. Это объясняется в основном
двумя причинами. Во-первых, новое поколение самолетов будет менее шумным,
во-вторых, все самолеты старого типа, которые не соответствуют современным
нормативным требованиям по шуму, будут к концу ближайшего десятилетия сняты с
эксплуатации. Темпы обновления существующего парка самолетов будут зависеть,
конечно, от многих факторов, главным образом от темпов замены самолетов
образцами нового поколения, а также от возможного сдвига сроков, обусловленного
ожидаемым увеличением парка самолетов общего назначения и использованием
вертолетов. С учетом перечисленных факторов в прогнозе для стран ОЭСР
указывается, что в США произойдет уменьшение числа людей, подверженных
воздействию шума 65 дБА примерно на 50-70%, в Дании на 35%, а во Франции, по
результатам расчетной оценки применительно к пяти важнейшим аэропортам,
произойдет уменьшение площади, подверженной воздействию авиационного шума, на 75%.
Несмотря на то, что число людей, которые выиграют от проведения этих
мероприятий, незначительно по сравнению с существенно большим числом людей,
подверженных воздействию шума наземного транспорта недопустимо высокого
уровня, указанные мероприятия представляют собой значительный шаг вперед.
Количественные показатели воздействия шума
железнодорожного транспорта в большинстве стран остаются по большей части
неизменными. Предполагается, что в обозримом будущем состояние дел в этой
области останется без изменения. Однако имеются районы, где шум
железнодорожного транспорта является основным источником раздражения. Введение
в последнее время в эксплуатацию высокоскоростных поездов и скоростных
городских линий приводит к расширению зон, подверженных воздействию новых источников
шума. Поэтому условия жизни людей могут быть улучшены, если принять серьезные
меры по уменьшению шума.
|