В общем случае методы снижения транспортного шума
можно классифицировать по следующим трем направлениям: уменьшение шума в
источнике его возникновения, включая изъятие из эксплуатации транспортных
средств и изменение маршрутов их движения; снижение шума на пути его распространения;
применение средств звукозащиты при восприятии звука.
Использование того или иного метода или их комбинации
зависит в значительной мере от степени и характера потребного уменьшения шума
с учетом как экономических, так и эксплуатационных ограничений.
Любая попытка регулирования шума должна начинаться с
установления источников этого шума. Несмотря на наличие значительной аналогии
различных источников, они достаточно несхожи друг с другом для трех видов транспорта,
- автомобильного, железнодорожного и воздушного.
Из трех основных видов транспорта автомобильный
транспорт оказывает наиболее неблагоприятное акустическое воздействие.
Автомобили являются преобладающим источником интенсивного и длительного шума,
с которым ни в какое сравнение не идут никакие другие. Шум, создаваемый движущимися
автомобилями, является частью шума транспортного потока. В общем случае
наибольший шум генерируется большегрузными автомобилями. При малых скоростях
движения по автодорогам и больших частотах вращения вала двигателя основным
источником шума является обычно силовая установка, в то время как при больших
скоростях движения, пониженных частотах вращения и меньшей мощности силовой
установки доминирующим может стать шум, обусловленный взаимодействием шин с поверхностью
дороги. При наличии неровностей на поверхности дороги преобладающим может
стать шум системы рессорной подвески, а также грохот груза и кузова.
Часто бывает довольно трудно определить относительный
вклад различных источников шума сложных по конструкции транспортных средств.
Поэтому, если возникает задача по снижению шума данного транспортного
средства, ценная информация может быть получена на основе понимания механизма
генерирования шума этих источников при изменении условий эксплуатации
транспортного средства. В силу того, что общий шум транспортного средства
определяется рядом источников, необходимо попытаться получить данные об
особенностях излучения каждого из этих источников в отдельности и определить
наиболее эффективные методы снижения шума того или иного источника, а также и
то, какой из методов снижения общего шума автотранспортного средства окажется
наиболее экономичным в данном случае. Подробно об этом будет рассказано ниже.
Следует отметить большое значение мер по ограничению
распространения уже возникшего шума наряду с основным методом снижения шума
автомобильного транспорта путем подавления источника его возникновения. К
числу указанных мер относятся улучшение конструкции дорог и их трассирования,
регулирование транспортных потоков, применение экранов и барьеров, пересмотр
общих концепций землеиспользования вблизи основных транспортных магистралей.
Дополнительной мерой, которая применима ко всем видам транспорта, является
улучшение проектирования и звукоизолирующих характеристик зданий для
уменьшения шума внутри них.
Железнодорожный транспорт в противоположность автомобильному и воздушному
не развивается такими быстрыми темпами. Однако появились признаки того, что
железные дороги начнут играть новую роль. После внедрения скоростных поездов
в Японии и Франции многие страны приняли решение об увеличении скорости
движения поездов и объема пассажирских перевозок, обеспечив тем самым
повышение конкурентоспособности железных дорог. Расширение сети железных дорог и
увеличение скорости поездов вызовут рост шума, возникнут связанные с этим проблемы
защиты от него окружающей среды. Подобные ситуации уже возникли в Японии, где
общественность протестовала против скоростных поездов. Следствием этих
протестов явилось решение Управления японских государственных железных дорог отложить
строительство новых линий, ведущих к Токийскому аэропорту Нарита.
Раздражение, вызванное шумом воздушного
транспорта, обусловлено главным образом введением в эксплуатацию в конце
50-х годов на гражданских авиалиниях реактивных самолетов. С тех пор число
коммерческих и частных реактивных самолетов, находящихся в повседневной
эксплуатации, превысило 7 тыс. единиц. За этот период снижению шума самолетов
уделялось значительное внимание. Решение рассматриваемой проблемы проводилось
по следующим трем основным направлениям. Первое и, вероятно, наиболее важное
направление сводится к исследованию основных источников шума и разработке, в
частности, менее шумных силовых установок. Второе направление связано с
упорядочением и введением контроля полетов самолетов в окрестности аэропортов.
Наконец, третье направление - меры, непосредственно не связанные с изменением
условий эксплуатации воздушных судов - рациональное использование земельных участков
как на территории самого аэропорта, так и в его окрестностях с усилением
звукоизоляции зданий и сооружений, находящихся под воздействием шума высокого
уровня.
|