Современный
уровень сложности задач, решаемых с помощью информационных систем,
постоянно растет. Именно поэтому с позиций даже самого сдержанного
оптимизма вполне логично ожидать дальнейшую оптимизацию уже существующих
информационных систем и создание новых, многоцелевых систем глобального
масштаба, функционально обеспечивающих решение вопросов от банального
справочного общения с компьютером до автоматизированного сбора и
интерпретации информации, управления, проектирования,
моделирования и прогнозирования различных процессов.
К
настоящему времени практикой накоплен обширный опыт построения многоуровневых
информационных систем, решающих те или иные узко специфичные или, .
напротив, многоцелевые задачи. Часть из них хорошо исследована
теоретически, другая часть стой или иной долей достижимого эффекта осуществлена
на практике. В области экологии попытки создания многоцелевой информационной
системы и перехода от идей к их практическому воплощению не реализованы. И по
сути даже сама мысль о подобной разработке, за отсутствием приемлемых
концепций и теоретических выкладок, в известной мере было и остается
фантомом. В числе объективных причин, определивших ситуацию, была
отсутствие до последнего времени основного потребителя -
государственной структуры, контролирующей экологическую ситуацию,
координирующей разрозненные действия различных природоохранительных
органов, определяющей и лимитирующей те или иные виды природопользования.
С момента создания Минприроды РФ и начала деятельности его территориальных
органов ситуация изменилась. Сформировавшаяся специфика задач, решаемых
региональными комитетами охраны природы, вынуждает последние к
систематической интерпретации лавинообразно нарастающей информации. При
этом становится все более ясным, что локальное использование мощных средств
вычислительной техники для оптимизации отдельных процессов (в основном
расчетных) не приносит желаемого эффекта и что нужна целостная взаимосвязанная
и взаимозависимая информационная система, осуществляющая поддержку
деятельности
подразделений комитетов на всех уровнях и по всем проблемным вопросам.
Основываясь на
этой реальной необходимости. Кировским областным комитетом охраны природы,
на который возложены координирующие функции всех специально уполномоченных
органов в области охраны окружающей природной среды, предпринята
попытка создания экологической информационной системы, комплексно
характеризующей аспекты природопользования и состояния окружающей природной
среды региона [14].
Последовательно излагая результаты
предпринятой работы, остановимся на постановке основных задач, рассмотрим
способы их решения, процесс построения алгоритма и его перевода в машинную
программу.
|