В последние годы экологический фактор
сталь реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье
населения, увеличивается число генетических нарушений, сокращается средняя
продолжительность жизни и т.п. Бессистемный, расточительный и разрушительный
характер природопользования постоянно порождает новые и все более новые
экологические проблемы. Все это свидетельствует о кризисе государственной
политики природопользования.
Экологическая ситуация может быть
стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации
социально-экономического развития страны, формирования новых ценностей и
нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и
способов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных
политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных
мер.
Можно выделить следующие
стратегические цели Российской Федерации в области охраны окружающей среды и
рационального природопользования:
·
последовательное
решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором
полностью учитываются экологические и природно-географические условия
конкретных территорий;
·
последовательное
достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего
системе оценок генетического здоровья населения;
·
восстановление
и сохранение биосферного равновесия, генетического фонда животного мира;
·
рациональное
использование всего природно-ресурсного потенциала России.
Планирование природопользования
представляет собой комплекс действий и решений, разработка специфических
стратегий, предназначенных для реализации поставленных целей. Основными этапами
планирования в любой сфере деятельности (при условии, что цели определены)
являются сбор и анализ информации, прогноз изменения ситуации в будущем,
разработка конкретных мероприятий для достижения определенного результата, формирование
организационной структуры для реализации мероприятий, распределение ресурсов и
выбор источников финансирования.
В свете перечисленных выше целей
задачами государственного планирования природопользования являются:
1. Определение основных направлений
государственной политики в области охраны окружающей природной среды.
Разработка целей и направлений
государственной политики относится к исключительной компетенции Федерального
собрания РФ.
2. Формирование достоверной базы
данных о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации, сбор
системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в
границах административной территории (Российская Федерация, округ, район),
предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по
вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и
обеспечения экологической безопасности.
В настоящее время, для обеспечения
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией
о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации формируется
система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов
(далее КТКПР). Порядок формирования КТКПР регламентируется Приказом
Министерства Охраны Окружающей Среды и природных ресурсов РФ № 326 от 17
августа 1995 года.
3. Разработка конкретных программ,
планов, мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и рациональное
природопользование в следующих сферах:
·
экологически
безопасное развитие производства и размещение производительных сил;
·
создание
здоровой среды обитания населения; предупреждение и уменьшение опасного
воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;
·
оздоровление
нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России;
·
решение
глобальных экологических проблем, международное сотрудничество в области
природоохранной деятельности.
4. Своевременное обеспечение
намеченных мероприятий и программ нормативно-правовой базой. Разработка
стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности
(при всех формах собственности), антропогенным нагрузкам и состоянию окружающей
человека среды.
В условиях перехода к рыночным
отношениям управление природопользованием осуществляется, в основном, через систему
регламентаций режимов природопользования, которая устанавливается
территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов РФ. Регламентации и ограничения имеют ряд градаций от тех, нарушение
которых абсолютно недопустимо, до наиболее оптимальных.
5. Формирование эффективной системы
органов государственного управления в области экологии и природопользования,
которые призваны осуществлять единую экологическую политику России на различных
уровнях планирования – на уровне страны, регионов, конкретных проектов и
программ.
6. Разработка эффективной системы
финансирования мероприятий, направленных на охрану природы и рациональное
природопользование.
Меры по стабилизации финансовой системы страны,
выразившиеся в резком сокращении расходной части федерального бюджета, не
позволяют в нужной мере задействовать его средства для финансирования
природоохранных мероприятий. На средства из федерального бюджета осуществляются
природоохранные мероприятия, только включенные в состав государственных
программ. Централизованно за счет государства финансируется также основная
деятельность природоохранных министерств и ведомств (Минприроды России, Росгидромета,
Роскомзема, Роскомвода и др.).
Основными источниками финансирования в
природоохранной сфере остаются средства предприятий и организаций всех форм
собственности, аккумулируемые посредством отчислений во внебюджетный
федеральный экологический фонд, сбор платы за пользование природными ресурсами,
загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия.
Основными методами планирования
природопользования на государственном уровне являются нормативный и
программно-целевой методы.
Экологический норматив определяет степень максимально
допустимого вмешательства человека в экосистемы, при которой сохраняются
экосистемы желательной структуры и динамических качеств. Иными словами,
недопустимыми в хозяйственной деятельности человека являются такие воздействия
на природную среду, которые приводят к опустыниванию. Указанные ограничения в
хозяйственной деятельности человека или ограничение влияний нооценозов на
природную среду определяются желательными для человека состояниями
нообиогеоценоза, его социально-биологической выносливостью и
хозяйственными соображениями. В качестве примера экологического норматива можно
привести биологическую продуктивность биогеоценоза и хозяйственную
производительность. Общим экологическим нормативом для всех экосистем является
сохранение их динамических качеств, прежде всего надежности и устойчивости.
Другое, одно из важнейших средств
осуществления экологической политики России, — программный механизм реализации
мер по охране окружающей среды
|