В 2001 г. радиационная обстановка не претерпела
существенных изменений и в основном формировалась под действием естественных
Радионуклидов урана-238 (радия-226), тория-232 и продуктов их распада,
калия-40, аварийных радиоактивных выбросов Чернобыльской АЭС 1986 г.,
Космического излучения и техногенных источников ионизирующего Излучения (ИИИ).[1]
Сохраняют актуальность проблемы близповерхностных
отложений урансодержащих песчано-глинистых осадочных пород с содержанием урана
от 50 до 200 г/т (на отдельных участках до 1000 г/т) и чернобыльского
радиоактивного загрязнения территории края цезием-137 (около 23 кКи) и
стронцием-90 (около 7 кКи), достигающего на территории Кавказского
государственного природного биосферного заповедника (данные
аэрогамма-спектрометрии) и в отдельных местах г.Сочи (данные ЦГСЭН и ООО
«Радиационная медицина») 2,5 Ки/км2 по цезию-137.
В Краснодарском крае, по данным краевой инспекции
Госатомнадзора, 87 предприятий используют НИИ. В это число не входят
предприятия, имеющие генерирующие источники. Из них 58 (в соответствии с
Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)) подлежат обязательному
лицензированию органами Госатомнадзора. Остальные 29 имеют источники с удельной
или суммарной активностью менее установленной в НРБ-99 и не подлежат
регламентации. На конец 2000 г. 47 подлежащих лицензированию предприятий имели
лицензии Госатомнадзора на право работы с ИИИ.
Радиационный контроль предприятий осуществляется
инспекторским составом комитета в соответствии с утвержденными планами
проверок, а также в ходе совместных проверок с другими контролирующими и
надзорными органами. В 2001 г. проведено 158 проверок (в т.ч. 27 целевых).
Выявлено 41 нарушение при обращении с радиоактивными веществами и ИИИ, наложено
11 штрафов на сумму 31 тыс. руб. Контролировались не только предприятия,
имеющие ИИИ, но и предприятия, на которых могут образовываться, применяться,
обрабатываться, перемещаться искусственные и техногенные естественные
радионуклиды (порты, сельскохозяйственные предприятия, предприятия
топливно-энергетического комплекса, стройиндустрии и т.д.).
Ввоз грузов из-за границы, на который комитет давал
согласование (доменные шлаки для дорожного строительства из Украины),
предусматривал обязательное прохождение радиационного контроля на каждую
завозимую партию.
Для контроля за ввозом и транзитом через территорию
края радиоактивных веществ, отходов и ИИИ на границах с Ростовской областью и
Ставропольским краем специализированной организацией «Радиационные контроль»
установлено 4 поста дозиметрического контроля. Однако в июле 2001 г., в связи с
распоряжением Министерства внутренних дел России о недопустимости нахождения на
контрольных постах милиции и ГИБДД других контролирующих служб, 3 поста (в
ст.Кущевская, Кавказская и Успенская) были ликвидированы. Силами комитета,
ЦГСЭН в Краснодарское крае, специализированной организации «Радиационный
контроль» в течение 2001 г. проводился регулярный контроль транзитных грузов,
переваливаемых через порты края. Так, в Новороссийском морском торговом порту было
проверено около 10 000 вагонов, 12 000 автомобилей и 3000 автоприцепов с идущим на экспорт металлоломом. 18 вагонов, 1
автомобиль и 3 автоприцепа содержали загрязненный радионуклидами металлолом.
Эти транспортные средства были после тщательного дозиметрического обследования
отправлены в адреса поставщиков.
В целом, ведомственный и государственный радиационный
контроль обеспечивают безопасность при обращении с ИИИ. Отработанные источники
ионизирующего излучения сдаются предприятиями края на Ростовский спецкомбинат
"Радон". В 2001 г. на спецкомбинат «Радон» предприятия и организации
края сдали на захоронение 2155 (в том числе 2037 дымо-извещателей) отработавших
источников ионизирующего излучения (содержащих изотопы полония-210, селена-75,
иридия-192, стронция-90, цезия-13 7, кобальта-60, талия-204, радия-226,
плутония-239) общей активностью около 115 Ки.
На двух радиационно-опасных объектах (РОО) - Троицком
йодном заводе (ТЙЗ) и ВНИИ биологической защиты растений (ВНИИ БЗР) до
настоящего времени не захоронены должным образом радиоактивные отходы (РАО) и
не проведена дезактивация и рекультивация радиационно-загрязненных территорий.
Однако заводом и институтом проводилась работа по нормализации радиационной
обстановки как за счет собственных средств, так и за счет средств краевого
бюджета и экологического фонда (ВНИИ БЗР). Последние были выделены в
соответствии с постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от
27.10.99 г. № 300-П и постановлением главы администрации края от 01.04.2000 г.
№ 144 «О проведении первоочередных работ по ликвидации радиационно-опасного
объекта во ВНИИ БЗР г.Краснодара», подготовленным по инициативе ЦГСЭН и
комитета природных ресурсов по Краснодарскому краю.
Троицким йодным заводом выполнялись выданные
контролирующими и надзорными органами предписания по нормализации радиационной
обстановки. В частности, сооружено временное бетонное хранилище слабо
радиоактивных отходов, в котором складировано около 100 т радиобарита Ва(Rа)SO4 и загрязненного технологического
оборудования. Территория завода в целях снижения внешнего и внутреннего
облучения персонала и для подавления пылерадиационного фактора отсыпана слоем
грунта с высадкой зеленых насаждений, частично забетонирована. Ежегодно с
участием специалистов КНР по Краснодарскому краю, ЦГСЭН в Краснодарском крае, и
специализированной организации «Радиационной контроль» проводятся детальные
дозиметрические обследования территории завода и гамма-спектрометрические
исследования отобранных проб.
В результате проведенных работ радиационная обстановка
на заводе в период с 1996 по 2001 гг. улучшилась, что подтверждается
упомянутыми радиационными обследованиями. Затраты на эти работы составили 1 832
900 деноминированных рублей. В 1997-1998 гг. завод перешел на новую технологию
получения йода с использованием соляной кислоты, практически исключающую
образование твердых радиоактивных отходов. Затраты завода на внедрение новой
технологии составили более 3 млн. руб.
В соответствии с законом РФ «О радиационной
безопасности населения» № 3-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 27.01.97 г.
№ 93 и постановлением правительства Краснодарского края от 27.08.98 г. № 27-П,
для ТЙЗ разработан «Радиационно-гигиенический паспорт». Индивидуальные годовые
эффективные дозы облучения персонала ТЙЗ, в соответствии с
радиационно-гигиеническим паспортом за 2000 г., составили: группа А - 0,187
мЗв, группа Б - 0,115 м3в. Риски возникновения стохастических эффектов у
персонала составили: индивидуальный - 7,1*10-6 случаев в год (при
допустимом по НРБ-99 п. 2.1.1. пределе риска 1,0*10-3 случаев в
год), коллективный 3,16*10-4 случаев в год. Таким образом,
воздействие радиационного фактора ТЙЗ на население близлежащих населенных
пунктов (ст.Троицкая и пос.Новотроицкий) пренебрежимо мало в сравнении с
естественными источниками облучения (1-2 мЗв за счет радона и естественного
фона). Анализ данных медицинской статистики по заболеваемости населения,
представленных управлением здравоохранения г.Крымска и Крымского района,
показал, что статистически значимая связь онкологических заболеваний с работой
ТЙЗ в зоне обслуживания Троицкой участковой больницы не
прослеживается.
На ТЙЗ остается нерешенной проблема захоронения около
5000 т слаборадиоактивных отходов (радиобарита), содержащих радий-226 (около 20
кБк/кг), радий-228 (около 20 кБк/кг) и торий-228 (от 7 до 17 кБк/кг), которые
частично перемешаны с грунтом, а частично помещены во временной хранилище на
территории завода. В 1993 г. Всероссийским проектно-конструкторским и научно-исследовательским
объединением ВНИПИЭТ разработано «Технико-экономическое обоснование различных
вариантов схем реабилитации радиационно-загрязненных территорий и объектов
Троицкого, йодного завода Краснодарского края». Это ТЭО прошло государственную
экологическую экспертизу, в результате которой к дальнейшей проработке из пяти
вариантов был выбран вариант 4 «Хранение загрязненного грунта навалом на части
пруда-отстойника», включающий строительство хвосто-хранилища, его заполнение
загрязненным грунтом и дезактивацию территории завода. Стоимость реализации
этого проекта в ценах 1993 г. составляла 4902,3
млн.руб.
На опытном поле ВНИИ БЗР площадью 2,5 га находится
около 5000 м3 загрязненного грунта, а мощность дозы достигает 250
миллирентген в час. За весь период работы на поле с 1971 по 1993 гг. было
использовано 9,2 Ки биологически опасных радионуклидов (цезий-137, стронций-90,
церий-144 йод-125, рутений-100 и др.) В хранилище института складировано около
10 кюри неиспользуемых радионуклидов (цезий-137, стронций-90, уран-238).
В 2000 г. по договору с НИИ атомных реакторов (НИИ АР,
г.Дмитров-град) в ВНИИ БЗР проведена полная физическая инвентаризация ИИИ и РАО
Вывоз твердых и жидких ИИИ для утилизации во ВНИИ АР и
захоронения на Ростовском спецкомбинате «Радон» запланирован на 1-й квартал
2002г. Однако, в институте останутся жидкие и твердые радиоактивные отходы,
кондиционирование и захоронение которых потребует значительных затрат. Но
наибольших затрат потребует дезактивация опытного поля института.
Поэтому, по инициативе комитета, мероприятия по
реабилитации радиационно-загрязненных территорий Троицкого йодного завода и
ВНИИ БЗР с объемами финансирования 50 и 30 млн. руб. соответственно были
включены в одобренную Указом президента РФ от 15.06.96 г. № 913 и утвержденную
Постановлением правительства РФ от 13.06.96 г. № 702 «федеральную целевую
программу по комплексному социально-экономическому развитию
Краснодарского края в 1996-2001 гг.». Однако финансирование в рамках этой
программы по указанным мероприятиям не проводилось. Комитет также неоднократно
обращался в Минатом РФ (последнее письмо на имя министра Адамова Е.О. от
13.04.2000 г. № 01-20/190) с просьбой включить проблемы йодного завода и ВНИИ
БЗР в федеральную целевую программу «Ядерная и радиационная безопасность
России» на 2000-2006 гг. Но и в этом случае перспектива финансирования весьма
проблематична (ответ Минатома от 13.06.2000 г. № 011-2945).
Наличие радиационно-опасного объекта во ВНИИ БЗР,
расположенном в черте г.Краснодара, вызывает обоснованную тревогу у населения
города, которая поддерживается периодическими, эмоциональными выступлениями
СМИ, обращениями к президенту В.В.Путину. В то же время средств края на его
ликвидацию явно недостаточно.
В 2000 г. инспекторским составом проведено 36
800 измерений гамма-фона, в том числе на обследуемых предприятиях. Естественный
гамма-фон на территории края находится в пределах средних многолетних значений
и составляет около 10-20 мкР/час. Аналогичные данные получены Краснодарским
центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 27 станциях
наблюдения (СНЛК). Данные по гамма-фону вводятся в компьютерную базу данных и
статистически обрабатываются.
По данным ЦГСЭН, в Краснодарском крае вклад в
коллективную дозу облучения населения от различных видов облучения составил:
- от деятельности предприятий, использующих источники
ионизирующего излучения - 2,21 чел.Зв (0,014 %);
- от естественных (природных) источников - 11670,0
чел.Зв (76,53 %);
- от глобальных выпадений и прошлых радиационных
аварий - 158,62 чел.Зв (1,04%);
- от медицинских исследований - 3417,45 чел.Зв (22,412
%).
Наиболее существенной причиной облучения
населения от естественных источников излучения являются радон-222 и
строительные материалы местного производства: кирпич, глина, мрамористые
известняки, керамзит.
Производственный радиационный контроль за
производимой продукцией в необходимом объеме осуществляется только на Новороссийском
цементном заводе.
Радиационных аварий в течение отчетного года,
связанных с переоблучением населения и загрязнением окружающей среды, не
зарегистрировано.
Для повышения эффективности радиационно-экологического
контроля и обеспечения радиационной безопасности населения, персонала и
окружающей среды необходимо:
- разработать и утвердить на уровне Российской
Федерации экономический механизм ответственности природопользователей за
радиационное загрязнение окружающей среды;
- инициировать и поддерживать
научно-исследовательские работы в области радиационной экологии и радиационного
мониторинга в Краснодарском крае, используя имеющийся научный потенциал и
лабораторную базу;
- объединить усилия контролирующих органов в области
радиационного контроля и радиационной безопасности в части охраны окружающей
среды;
- совершенствовать систему радиационного контроля
трансграничных грузов;
- добиваться на уровне Правительства Российской
Федерации финансирования Федеральных целевых программ, в которые включены
проблемы радиационной и радиационно-экологической безопасности;
- для подготовки квалифицированных кадров
специалистов-экологов включать в учебные программы ВУЗов курсы по радиационной
экологии и привлекать к преподавательской работе ведущих ученых и специалистов
в области радиационной безопасности и радиационной экологии;
- изыскать средства для финансирования завершения
работ по аэро- гамма-спектрометрическому обследованию загрязненности территории
края гамма-излучающими радионуклидами.
|