В муниципальной системе образования города Новочеркасска экологическое образование является одним из приоритетных направлений деятельности. Учитывая, что экологическое образование направлено, прежде всего, на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, образовательными учреждениями города работа в данном направлении строится на принципах интеграции общего и дополнительного образования, взаимосвязанности учебной и внеурочной деятельности.
В школах города общеобразовательные программы по экологии реализуются не только в рамках часов, выделяемых учебным планом, но и носят междисциплинарный характер. Таким образом, педагогами школ вопросы и темы экологической направленности вносятся в содержание таких предметов, как: окружающий мир, природоведение, основы религиозных культур и светской этики, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, биология, химия, география.
В соответствии с требованиями стандартов нового поколения, одним из основных направлений реализации внеурочной деятельности является экологическое направление. Положительным примером реализации данного вида деятельности школьников г. Новочеркасска является создание и функционирование более 36 кружков экологической направленности. Разработаны и реализуются программы факультативных курсов: «Экоклуб», «Как у нас на Дону», «Экология родного края», «Экология и мы». На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 им. П.К. Каледина работает экологический клуб «Экоград».
Во всех муниципальных средних общеобразовательных школах созданы и реализуются программы экологического воспитания.
В течение 2012 г. муниципальными образовательными учреждениями было организовано и проведено более 67 экологических мероприятий. Это:
- научно-практические конференции учащихся (школьный и муниципальный уровень);
- конкурс научно-исследовательских работ учащихся «В науке первые шаги»; конкурс краеведческих исследовательских работ «Отечество»; конкурс проектов «Юные патриоты России»; конкурс «Я - гражданин России»;
- открытые уроки, мастер-классы, педагогические мастерские учителей экологии муниципальных общеобразовательных школ;
- круглый стол учителей биологии и экологии «Формирование экологической грамотности и гражданской ответственности у школьника как одного из основных нравственных качеств»;
- выставки детского творчества: «Мой край Донской», «Зелёная планета»;
- мероприятия в рамках экологического месячника: экологические акции «Покорми птиц», «День воды», «День птиц», «День Земли», «Мой чистый город»;
- непосредственное общение с природой: организация экскурсий, туристических походов, экспедиций.
В целях развития экологической культуры, воспитания у обучающихся активной гражданской позиции в вопросах решения экологических проблем в сфере охраны окружающей среды, совместно с РОЭО «ГЕЯ» и Новочеркасской государственной мелиоративной академией, был проведен городской конкурс проектов по облагораживанию и озеленению пришкольной территории «Территория школьного двора». В результате, лучшие проекты школ были обеспечены посадочным материалом для реализации своих идей. В соответствии с планом реализации проекта «Территория школьного двора» состоялся городской конкурс детского творчества «Мы, экология и наш школьный двор».
Общее количество учащихся, принявших участие в городских и региональных олимпиадах по биологии и экологии составляет - 124 человека.
Понимая роль и актуальность экологического образования в современной системе образования муниципальными образовательными учреждениями ведется целенаправленная работа по созданию результативной модели формирования экологической культуры и гражданской ответственности школьников г. Новочеркасска. Перспективными направлениями деятельности в создаваемой модели будут:
- организация совместной с родителями деятельности по экологическому воспитанию;
- разработка и реализация новых подходов к формированию здорового образа жизни школьников, актуализация идеи «экологии человека»;
- формирование правовой компетентности школьников по защите окружающей среды;
- развитие государственно-общественного сотрудничества в решении вопросов экологии, привлечение возможностей социального партнерства.
|