В соответствии с рекомендацией Координационного совета по вопросам охраны окружающей среды при Администрации г. Ростова-на-Дону, в декабре 2010 г. Управлением образования города Ростова-на-Дону разработан План мероприятий по экологическому образованию и воспитанию обучающихся муниципальных образовательных учреждений на 2011-2015 гг. В план включены системные мероприятия экологического образования и воспитания обучающихся муниципальных образовательных учреждений и мероприятия по информационно-методическому обеспечению экологического образования и воспитания. В реализации мероприятий участвуют МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр г. Ростова-на-Дону и образовательные учреждения города.
Образовательная деятельность МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр г. Ростова-на-Дону направлена на формирование у обучающихся экологической культуры и активной жизненной позиции в вопросах охраны окружающей среды.
При этом большое внимание уделяется установлению дружеских связей и сотрудничеству с организациями и учреждениями города биологического, экологического и природоохранного направления (ЮФУ, Детский экологический центр ОАО ПО «Водоканал», Ассоциация «Живая природы степи»). Такое сотрудничество позволяет планировать экологические исследования обучающихся с учетом их непосредственного практического значения. Общение с учеными, научными сотрудниками, практиками расширяет кругозор подростков, оказывает помощь в формировании профессиональных интересов в выборе будущей профессии.
Основными направлениями деятельности МБОУ ДОД ДЭБЦ являются естественно-научное и эколого-биологическое направления. Обучающиеся принимают участие в экспериментальных и научно-экологических исследованиях, защищают свои работы на экологических конференциях, активно участвуют в реализации коллективных проектов.
На базе музея «Природа Донского края» - структурного подразделения МБОУ ДОД ДЭБЦ проводятся экскурсии, викторины, занятия «По страницам Красной книги Ростовской области», лекции с презентациями, выездные лекции в детские библиотеки города и др.
В целях активизации экологической работы по комплексному изучению родного края, охраны окружающей среды, памятников природы, МБОУ ДОД ДЭБЦ, на базе факультета биологических наук ЮФУ, проведена XV городская экологическая конференция школьников «Экологические проблемы города Ростова-на-Дону и Ростовской области». На конференцию были приглашены преподаватели ЮФУ, которые дали оценку исследовательским работам учащихся города.
Стало традиционным участие обучающихся МБОУ ДОД ДЭБЦ в экологических акциях, природоохранных мероприятиях, субботниках по благоустройству и озеленению территорий, прилегающих к образовательным учреждениям.
В целях воспитания нравственных основ личности обучающихся, вовлечения в практическую природоохранную и экологическую деятельность, в МБОУ ДОД ДЭБЦ было проведено 450 мероприятий, в которых участвовало 3700 школьников.
Одной из форм обучения подростков экологии является проведение экскурсий. Каждая экскурсия дает хороший материал для развития учащихся, приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, воспитания эстетических чувств, видения сложных взаимосвязей, сложившихся в природе. Интересной и содержательной можно назвать работу агитбригад «Эколог» и «Экоклуб».
Возможность обучения и воспитания экологической грамотности и культуры творчеством и искусством - наиболее универсальная модель развития, формирования, совершенствования человека. Современное и традиционное художественное и прикладное искусство, с которым знакомят педагоги МБОУ ДОД ДЭБЦ на своих занятиях - это сосредоточение духовного мира народа, выраженное в его философии и истории развития национальной культуры, в формировании ощущения и восприятия внешнего мира, в конкретном продукте.
Важным направлением в работе МБОУ ДОД ДЭБЦ является художественно-эстетическая деятельность. Приоритетная цель работы с детьми - развитие творческой, социально-активной, экологической культуры личности и накопление опыта работы с детьми в области прикладной и художественной деятельности. Обучающиеся на занятиях изготавливают различные поделки из природного и бросового материала. Работы детей являются украшениями городских и областных выставок.
В целях повышения уровня экологических и природоохранных знаний, привлечения детей к участию в решении современных экологических проблем, педагогами и методистами МБОУ ДОД ДЭБЦ была разработана программа профильной площадки с дневным пребыванием детей «Эколог», организованной с 1 июня по 15 июля 2012 г. в Детском эколого-биологическом центре.
Дополнительное экологическое образование детей предоставляет новые возможности в организации учебно-исследовательской и природоохранной деятельности школьников. В процессе обучения учащиеся имеют возможность реализовывать себя, применять имеющиеся у них знания и опыт, раскрывать свои творческие способности и задатки, демонстрировать другим свои возможности, ощущать успех.
Существенный опыт в экологическом образовании детей накоплен также в МАОУ лицее № 27 имени А.В. Суворова и МБОУ гимназии № 117.
В лицее №»27 организован клуб «Эколог». Клубная работа охватывает обучающихся 5-11 классов. К клубной работе привлекаются не только обучающиеся - члены клуба, но также и другие обучающиеся лицея, классные руководители, учителя-предметники естественно-научного цикла (химии, биологии, физики).
Основная цель работы клуба - формирование у обучающихся целостного понимания всего многообразия природы, ориентировочной основы системного мышления; развитие экологического сознания, основанного на знании о взаимодействиях в системе «природа-человек»; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Задачи:
- создание у обучающихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии;
- овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области экологии, химии, биологии, физики, работать с биологическими, физическими, химическими приборами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биохимических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В гимназии №117 реализуется проект «Комплексное экологическое благоустройство окрестностей гимназии №117».
Цель проекта - комплексное экологическое благоустройство окрестностей гимназии №117.
Задачи проекта:
- проведение природоохранных работ по сохранению наземной экосистемы и благоустройству окрестностей гимназии №117;
- проведение природоохранных работ по сохранению водной экосистемы родника, протекающего в балке Рябинина, возле гимназии №117;
- проведение работ по экологическому просвещению и распространению природоохранных идей среди учащихся младших классов МБОУ гимназии №117 и жителей окрестных домов;
- проведение исследовательской работы по изучению экосистемы окрестностей гимназии №117.
Новизна проекта - впервые в новейшей истории России экологическая работа с обучающимися в массовой общеобразовательной школе строится на основе работы с юридически зарегистрированным детско-юношеским общественным экологическим движением «Эко-друзья», которое зародилось в гимназии в 2005 г. (членами «Эко-друзей» являются 85 % гимназистов).
Практическая значимость проекта - разработана целостная модель экологического образования и воспитания обучающихся массовой общеобразовательной школы, основанная на работе с детско-юношеским общественным экологическим движением «Эко-друзья».
С 2008 г. педагогический коллектив гимназии активно участвует в модернизации российского образования и работает над разработкой инновационного образовательного проекта гражданско-гуманитарной и экологической направленности «Детский образовательно-развивающий центр экологической культуры «ЭКОЛАЙФ» МБОУ гимназии №117 Советского района».
Под экологическим образованием педагоги гимназии понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития обучающегося, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Образовательно-развивающая и воспитательная деятельность педагогов гимназии, организованная в рамках системы «Эколайф», направлена на достижение следующей цели: воспитание личности, способной к самосохранению на основе законов экологии, самосозиданию, творчеству, самореализации в изменяющемся мире, построенном на сложном балансе общественных и личных интересов с учетом интересов природы и общества, руководствующейся системой сложившихся ценностей, норм, приоритетов и не ущемляющей права других на саморазвитие в рамках гражданских прав и свобод.
Экологическое образование и воспитание обучающихся в гимназии №117 состоит из следующих направлений работы:
- гражданское служение обществу на безвозмездной основе (экологические акции, экологический патронаж над ручьем в балке Рябинина, протекающим в окрестностях территории гимназии);
- развивающая деятельность обучающихся в рамках объединения дополнительного образования «Юный эколог», Научного общества гимназистов;
- художественно-эстетическое направление (конкурсы экологической направленности);
- школа успешности (формирование позитивной «Я-концепции»).
В гимназии ежегодно составляются календарные планы деятельности по экологическому образованию, исходящие из целей и задач по формированию экологической культуры у учащихся.
|