С конца 70-х годов уровень Каспия начал подниматься, а в это время полным ходом еще шли обсуждения проекта переброски северных рек в Каспийский бассейн! К 1994 году уровень Каспия поднялся до отметки — 26,4 метра, то есть на 2,6 метра, — понятно, что это означает для совершенно плоской Прикаспийской низменности. До 1994 года темп подъема воды составлял 14 сантиметров в год, в 1994 году произошел резкий скачок — 26 сантиметров в год. По прогнозам к 2005 году уровень поднимется до отметки 26 метров, а к 2030-му — до отметки 25 метров. В Астраханской области подъем уровня моря оказывает интенсивное влияние на четыре из десяти административных районов, резко осложняя в них санитарно-эпидемиологическую и социальную обстановку.
В зоне влияния, с учетом нагонных явлений, оказалось 257 тысяч гектаров земель, в том числе 42,5 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий (из них 5,5 тысячи — орошаемой пашни), 180 тысяч — нерестового фонда, объектов рыбного хозяйства, 51 км дорог с твердым покрытием, 7 мостов, 13 паромных переправ, 95 км линий ЛЭП и ЛЭС, 6 трансформаторных подстанций (35 кВт и выше), животноводческие фермы и инженерные коммуникации, наконец, 34 населенных пункта с числом жителей 31,2 тыс. человек.
Под влиянием подъема Каспия происходит общий подъем уровня высокоминерализованных грунтовых вод, сегодня он составляет от 0,5 до 1,2 метра. При этом резко прогрессируют процессы вторичного засоления, гибнет растительность, заселяются орошаемые земли и теряют ценность сельскохозяйственные угодья. Создается подпор в водотоках дельты, идет интенсивное обрушение берегов, на которых расположены населенные пункты.
Подъем уровня грунтовых вод приводит также к потоплению полей фильтрации канализационных очистных сооружений, ферм крупного рогатого скота, объектов нефти и газодобычи, кладбищ, интенсивной коррозии заглубленных инженерных коммуникаций.
При подъеме уровня моря до отметки 26,0 метра в зоне его влияния уже окажутся 414 тысяч га земель (35% общей площади дельты), 71 населенный пункт с численностью 57,0 тысячи человек, и только в зоне затопления будет 34 населенных пункта с численностью 30,9 тысячи человек.
На реализацию неотложных мероприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.93 года N37, Астраханской области планировалось выделить в 1993—1995 годах 494 миллиона рублей в ценах 1991 года, в том числе на защиту населенных пунктов 247 миллионов рублей.
Однако фактически за истекший период получено из федерального бюджета всего лишь 19 миллионов рублей, или около 4%. На 1995 год Минфин выделил 16,38 млрд. рублей при потребности 365 млрд. рублей. Иными словами, средства выделены только на переселение жителей и защиту населенных пунктов.
В целом на реализацию мероприятий, связанных с переселением жителей, защитой населенных пунктов, объектов экономики области, ценных сельскохозяйственных угодий, согласно разработанной федеральной целевой программе необходимо 2980,9 млн. рублей (в ценах 1991 года), или около 7 с половиной триллионов рублей в текущих ценах.
Естественно, Астраханской области без поддержки федеральных властей данную проблему не решить, как не решить ее самостоятельно и Калмыкии, и Дагестану.
Мы стоим перед угрозой глобального экологического кризиса, требующего неотложных и согласованных межгосударственных мер.
Решение всех проблем, так или иначе, связано с исторически сложившимся статусом Каспийского моря и возможным его уточнением, но, повторю, это уточнение, на наш взгляд, должно быть производным от решения конкретных проблем, хозяйственного использования ресурсов Каспия.
Международное формирование статуса Каспия, начиная с заключенного в 1813 году Тюментанского мирного договора и включая советско-персидский договор 1921 года, всегда предусматривало элемент закрытости, исключительности в использовании Каспийского моря только прикаспийскими государствами. Такой особый режим Каспийского моря признан всем международным сообществом государств. И сегодня нет никаких оснований для его пересмотра.
В соответствии с международным статусом Каспийского моря оно закрыто для государств, не имеющих естественного доступа в его бассейн, а государства, обладающие побережьем, пользуются равным правом на все виды морепользования. Исходя из этого, России необходимо с особой тщательностью и взаимосогласованностью подходить к выбору ширины различных видов (территориальных, экономических и т.п.) прибрежных зон.
Использование понятия “море” для Каспия — скорее дань традиции, чем правовое определение его статуса, который невозможно подогнать в силу своей уникальности под правовые международные нормы, сложившиеся для морей и для озер. Необходим системный подход, основанный на долгосрочных интересах России и ее прикаспийских регионов, учитывающий все приведенные выше стороны глобальной проблемы. При этом Россия, как равноправный партнер других прикаспийских государств, может обеспечивать свое лидерство только более квалифицированной и более оперативной разработкой взаимовыгодных проектов — для этого есть все необходимые предпосылки.
Перейти на страницу: 1 2 3
|