Здоровые люди могут потерять физическое, психическое и социальное благополучие и в том случае, если они будут постоянно проживать в экологически неблагополучных регионах, в зонах экологического бедствия, возникающих в результате нерациональной хозяйственной деятельности.
В России около 15% территории представляют зону экологического бедствия, 30% населения проживают в экологически неблагоприятных регионах и городах. Формирование нового направления – экологической педиатрии – способствует изучению воздействия на детский организм малых, допороговых доз ксенобиотиков и ионизирующего излучения.
Здоровье представляет целостное многомерное динамическое состояние организма, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств – саморегуляции и адаптивности. Следовательно, степень развития у человека способностей к адаптации определяет уровень его стабильности, в конечном итоге – здоровье.
Все более очевидной становится необходимость усиления внимания к практически здоровому трудящемуся человеку, к изучению тех механизмов здорового организма, которые надежно защищают его от ежедневных психоэмоциональных перегрузок. Вопрос в первую очередь заключается в своего рода «диагностике здоровья» человека в условиях его реальной, нередко напряженной, производственной деятельности, выявлении критических условий труда, создающих психоэмоциональные переживания, разработке оптимальных для работников режимов деятельности, а также в необходимости восстановительных мероприятий для коррекции измененных физиологических показателей.
На пути оптимизации отношений в большой единой функциональной системе «человек–среда» существуют, как указывает К.В. Судаков (2001), два принципиальных подхода. Первый направлен на оздоровление окружающей среды (создание безотходных технологий, улучшение условий труда, отдыха). Ввиду социально-экономической ситуации в нашей стране этот подход наиболее трудно реализуем. Второй подход связан с внедрением средств реабилитации человека в современных экологических условиях, снятия психоэмоционального стресса, повышения его приспособительных возможностей. Именно этот подход наиболее легко осуществим.
Развитие определения «здоровье» неразрывно связано с динамикой представлений о «норме». Традиционный подход к анализу здоровья позволяет уравнивать понятия «здоровье» и «норма». Однако в настоящее время это положение неправомерно. Одним из основоположников клинической физиологии В. В. Париным норма рассматривалась как динамическое понятие, отражающее оптимальное состояние живой системы, при котором обеспечиваются ее максимальные адаптационные возможности. В норме отражается такое качественное состояние жизнедеятельности, на которое количественные функциональные и структурные сдвиги в определенных границах существенно не влияют.
Можно сказать, что «норма» – это верхняя и нижняя демаркационные грани, в пределах которых могут происходить разные количественные сдвиги, не ведущие к качественному изменению в морфологическом и функциональном состояниях организма. Безусловно, норма динамична, определяется генотипом, поэтому само понятие «норма» часто рассматривается в связи со способностью организма использовать свои резервы. Резервы здоровья или, иными словами, генетический «багаж» позволяют в наиболее полной степени обеспечивать приспособление организма к постоянно изменяющимся условиям среды, сохраняя сбалансированность функциональных реакций.
Такой подход позволяет выделять различные состояния здоровья, в том числе формы нарушения:
o состояние оптимальных адаптационных возможностей (полное здоровье);
o состояние напряженности регуляторных и метаболических систем (донозологическая форма нарушения здоровья);
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|