Во-вторых, это технологическое направление. За последнее время Германия создала крупнейшую в Европе «экоиндустрию», в которой занято около 1 млн. человек. Страна превратилась в ведущего мирового экспортера очистного оборудования. Это позволило ей также широко внедрить в производство экологически чистые технологии, доступные не только крупным, но и средним, и мелким фирмам. Кроме того, ФРГ располагает лучшими экспертами в области защиты окружающей среды.
Природоохранные меры в ФРГ проводят и регулируют на трех уровнях: федеральном, земельном и местном. На федеральном уровне ими ведает Министерство окружающей среды, защиты природы и безопасности ядерных реакторов (кстати, созданное в 1986 г. после Чернобыльской аварии в СССР). Каждая федеральная земля также имеет собственное ведомство по вопросам окружающей среды, которое в основном и отвечает за выполнение общегерманского природоохранного законодательства. Некоторые исполнительные функции (например, обработка и утилизация твердых отходов) входят в компетенцию местных органов власти.
Другим примером такого рода может служить ШВЕЦИЯ, где активная экологическая политика проводится и на государственном, и на общественном уровнях. Главные цели этой политики заключаются в следующем: здравоохранение; сохранение природного биологического разнообразия; управление природопользованием для его оптимизации; защита природных и культурных ландшафтов. В стране осуществляется программа экономии энергии, преимущественного использования энергоносителей (включая биомассу и альтернативные источники), безопасных для окружающей среды. Введены жесткие ограничения на выброс вредных веществ автотранспортом. Принято решение о поэтапном закрытии АЭС.
Еще один пример – НИДЕРЛАНДЫ
, где конституция также содержит специальную статью о защите и улучшении среды жизни. В этой стране активно действует экологическая общественная организация «Дети Земли», которая осуществляет научно обоснованный План действий в сфере рационального природопользования.
Определенные успехи достигнуты также во ФРАНЦИИ
, природоохранная система которой отличается гораздо большей централизацией.
В ВЕЛИКОБРИТАНИИже, напротив, за конкретную реализацию экологического законодательства отвечают прежде всего местные власти.
Третье звено в иерархии занимает международный уровень. Здесь в качестве наглядного примера можно привести охрану морских акваторий.
Еще в 1976 г. 17 средиземноморских стран приняли долгосрочную Конвенцию об охране Средиземного моря от загрязнения, известную под названием «Голубой план». Начиная с 1981 г. этот план был принят к исполнению в рамках «Программы действий в защиту Средиземноморья» ООН. Он финансируется правительствами средиземноморских стран и Евросоюзом. «Голубой план» предусматривает не только текущие мероприятия, но и коллективные прогностические исследования на 40 лет.
В 1980-х гг. начались международные мероприятия по повышению экологической безопасности Черного моря. А в 1996 г. состоялась первая Международная ассамблея на эту тему с участием представителей 20 стран и 10 международных организаций. В 1974 г. 13 европейских стран приняли Конвенцию по предупреждению загрязнения Северного моря, а в 1992 г. 15 стран подписали аналогичный документ по Северной Атлантике. Проведено уже несколько международных конференций по проблеме экологической безопасности Балтийского моря.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|