Экологические требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам сформулированы в VI-VII разделах Закона. Они обязательны как при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, так и при эксплуатации объектов.
Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в VIII—IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия устанавливают высшие органы власти РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.
Экологический контроль согласно Закону (раздел X) является системным и состоит из государственного, производственного и общественного. Государственный контроль должен осуществляться как органами власти, так и специально уполномоченными органами. Оптимальным решением является скоординированный контроль представителями обоих органов.
Экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям отведено достаточно много места в разделе XI Закона.
Неподготовленные должностные лица и руководители не только не смогут обеспечить сохранение природной среды в сфере своей деятельности, но и грамотно отстаивать интересы организаций перед надзорными и санитарно-экологическими органами (службами) и пр.
Порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды устанавливается в XII разделе Закона.
Ответственность за экологические нарушения (раздел XIII) подразделена на дисциплинарную, административную, материальную и уголовную — для физических и юридических лиц; административную и гражданско-правовую— для учреждений, предприятий и организаций. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, предписан XIV разделом Закона.
Отдельный раздел Закона (раздел XV) посвящен международному сотрудничеству в области охраны среды.
Закон закрепляет экономический механизм охраны окружающей среды, а также обязательность государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, его правомочия по приостановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое образование и воспитание. Эффективность этого механизма зависит от уровня организационной деятельности органов надзора и контроля по охране природной среды, от материально-технического и финансового обеспечения природоохранных мероприятий, от исполнительской дисциплины, а также состояния экологической культуры в обществе[10].
|