В современных условиях нарастания глобальных противоречий, грозящих развитию и самому существованию цивилизации, возникла необходимость методологической переориентации научного познания, мышления в целом, пересмотра господствовавшей в последние два столетия технократической парадигмы. Новая методологическая парадигма с неизбежностью должна включать человеческий фактор в число установок познания, что требует усиления внимания к проблемам взаимодействия естественных, технических и гуманитарных наук как основы формирования адекватной современному миру научно-мировоззренческой концепции и позитивной стратегии построения целостной и гармоничной цивилизации.
Использование гуманитарных методов познания наряду с конкретно-научными, в частности, естественнонаучными, должно обеспечить: формирование целостной структуры категориального аппарата профессионального мышления будущего специалиста, позволяющего теоретически осмысливать систему “человек – мир” на разных уровнях ее функционирования; формирование целостной структуры ценностно-смысловых установок, определяющих ментальность будущего специалиста, сквозь призму которой происходит осознание быстро меняющегося мира и места человека в нем; развитие ценностно-смыслового отношения к каждой проблеме (глобальной или локальной, массовой или индивидуальной), видения ее внутреннего человеческого смысла, понимания ее положительных (или деструктивных) последствий; развитие таких интеллектуально-личностных качеств, как открытость к новому, понимание многогранности окружающего мира, его неоднозначности.
|