В Санкт-Петербурге и области предусмотрено осуществление ряда крупных проектов развития инфраструктуры - энергетики, транспорта, водоснабжения и водоотведения, защитных сооружений города от наводнений и др. Это безусловно повлечет дополнительную антропогенную и техногенную нагрузку на окружающую природную среду и здоровье населения. Единство природы требует комплексного рассмотрения воздействия последствий реализации крупных проектов на почвы, растительность, воздух, пресные, морские, и подземные воды, животный мир, а через них на здоровье человека. Особо следует отметить необходимость оценки взаимного влияния и эффекта совместного воздействия многих из проектов на окружающую среду, что невозможно учесть при разработке каждого из них в отдельности.
Что же это за проекты? Это прежде всего создание Российского транспортно - технического портового комплекса ( РТТПК ) на побережье Финского залива, который до конца не проработан, и высокоскоростная пассажирская железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Москва (ВСМ).Эти проекты безусловно должны благотворно сказаться на развитии города, улучшив его экономико-географическое положение. Однако, негативные социальные и экологические последствия могут возникнуть на стадии строительства и эксплуатации ВСМ и при авариях на нефтепроводе при строительстве и эксплуатации РТТПК. Кроме двух отмеченных, следует указать и другие проекты, быть может не столь масштабные, как упомянутые, но имеющие важное значение для устойчивого развития региона. Это - планируемая реконструкция нефтеналивного района Санкт - Петербургского морского порта, строительство Северо-Западной ТЭЦ, спроектированной по современным для тепловых станций технологиям, завершение затянувшегося строительства комплекса
сооружений для защиты города от наводнений, строительство международного аэропорта на 3 млн. пассажиров в год, решение проблем полигона в Красном Бору путем строительства предприятия по обезвреживанию токсичных отходов, создание новых высокотехнологических заводов по комплексной переработке мусора, строительство и ввод в эксплуатацию Юго - Западных очистных сооружений, строительство установки по сжиганию активного ила , дающее возможность рекультивации занятых илом площадей, введение технологии доочистки стоков от фосфатов на Центральной и Северной станциях очистки, что позволит снять вопрос об эвтрофикации восточной части Финского залива и вернуть ему рыбопромысловое и рекреационное значение.
ТАБЛИЦА №4.
Характеристика воздействия крупных народнохозяйственных проектов на состояние атмосферы Санкт-Петербурга.
Проект |
Загрязнение атмосферы |
Высокоскоростная магистраль СПб – Москва ( В С М ) |
Выбросы строительной техники и эксплуатационной базы |
Создание Российского транспортно-технического портового комплекса в Финском заливе |
Выбросы углеводородов при ж/д транспортировке и авариях на территории СПб |
Реконструкция нефтеналивного р-на СПб морского порта |
Выбросы NOх котельной в перегруженный район, выбросы углеводородов |
Строительство кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга |
Выбросы от проезда 3600 автомобилей в сутки |
Завершение строительства защитных сооружений от наводнений («дамба») |
Выбросы в ходе строительства, при эксплуатации – выбросы автодороги |
Строительство международного аэропорта на 3 млн. пассажиров в год |
Выбросы при взлете и посадке 20000-30000 самолетов в год. Выбросы от автотранспорта |
Строительство Северо-Западной ТЭЦ |
Выбросы NOx и CO от ТЭЦ. Прекращение выбросов NOх и SO от закрываемых котельных |
Стр-во предприятия по обезвреживанию токсичных отходов в Красном Бору |
Сокращение вредных выбросов при термическом обезвреживании отходов |
Строительство мусороперерабатывающих предприятий |
Прекращение газовыделения со свалок мусора. Выбросы газов термопереработки |
Строительство Юго-Западных очистных сооружений |
Выброс воздуха после аэрации стоков |
Строительство установки по сжиганию активного ила |
Выброс газов сжигания илов и анаэробного разложения илов |
Очистка стоков от фосфатов на ЦСА и ССА |
Без дополнительных выбросов |
|