Россия в соответствии с Киотским протоколом не должна превысить в среднем за 2008-2012 гг. уровень выбросов 1990 года. По всем прогнозам наше государство выполнит возложенные на него количественные обязательства, при этом у России еще и останется избыток квот для продажи.
Большинство других стран Приложения I к РКИК, скорее всего, столкнется с невозможностью выполнения своих количественных обязательств по снижению выбросов парниковых газов исключительно за счет реализации внутренних политики и мер. Повышение энергоэффективности и снижение карбоноемкости производства на предприятиях промышленно развитых стран в настоящее время представляется либо дорогостоящим, либо вовсе невозможным из-за отсутствия в современном мире более совершенных технологий.
В свою очередь на многих российских предприятиях до сих пор применяются старые энергоемкие технологии и оборудование. В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС - в 3,2 раза.
Потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47% текущего потребления энергии, из них две трети приходится на топливно-энергетический комплекс и энергоемкие отрасли промышленности, и около четверти - на жилищно-коммунальное хозяйство.
Это приведет к тому, что промышленно развитые страны, например, Япония или страны ЕС, будут заинтересованы в покупке квот у России через рыночные механизмы Киотского протокола, что также позволит им снизить издержки при соблюдении своих обязательств.
В качестве потенциального донора квот Россия может участвовать в механизме торговли выбросами и проектах совместного осуществления. Оба механизма осуществляются между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой, у которых есть количественные обязательства по Киотскому протоколу. Однако отдельные российские предприятия могут участвовать только в проектно-ориентированном механизме совместного осуществления, поскольку торговля квотами происходит непосредственно между странами-участниками Протокола.
|