Растениями называют фотосинтезирующие живые организмы, относящиеся к эукариотам. Они имеют клеточную целлюлозную оболочку, запасное питательное вещество в виде крахмала, малоподвижны или неподвижны и растут в течение всей жизни.
Содержащийся в них пигмент хлорофилл придает растениям зеленую окраску. На свету из углекислого газа и воды они создают органические вещества и выделяют кислород, обеспечивая тем самым питание и дыхание всех остальных живых организмов. Растения также обладают регенерирующей способностью, могут восстанавливать вегетативные органы.
Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений, их систематику, экологию и распространение, называется ботаникой
(от греч. ботанэ – трава, зелень и логос – учение).
Растения составляют основную часть биосферы, образуя зеленый покров Земли. Они обитают в различных условиях – воде, почве, наземно-воздушной среде, занимают всю сушу нашей планеты, за исключением ледяных пустынь Арктики и Антарктиды.
Жизненные формы растений.
Деревья характеризуются наличием одревесневшего стебля – ствола, сохраняющегося на протяжении всей жизни. Кустарники имеют несколько небольших стволиков. Для трав характерны сочные, зеленые, неодревесневшие побеги.
Продолжительность жизни.
Различают однолетние, двулетние, многолетние растения. Деревья и кустарники относятся к многолетним растениям, а травы могут быть как многолетними, так и однолетними и двулетними.
Строение растений.
Тело растений обычно расчленено на корень
и побег.
Из высших растений наиболее высокоорганизованными, многочисленными и распространенными являются цветковые растения. Кроме корня и побега, они имеют цветки и плоды – органы, отсутствующие у других групп растений. Строение растений удобно рассмотреть на примере цветковых растений. Вегетативные органы растений, корень и побег, обеспечивают их питание, рост и бесполое размножение.
Рис. 62.
Типы корневых систем: 1 – стержневая; 2 – мочковатая; 3 – конусовидный корнеплод петрушки; 4 – репчатый корнеплод свеклы; 5 – корневые шишки георгины
С помощью (рис. 62) корня растение закрепляется в почве. Он также обеспечивает поступление воды и минеральных веществ и нередко служит местом синтеза и запасания питательных веществ.
Корни начинают формироваться уже в зародыше растения. При прорастании семени из зародышевого корешка образуется главный корень.
Через некоторое время от него отрастают многочисленные боковые корни.
У ряда растений от стеблей и листьев образуются придаточные корни.
Совокупность всех корней называют корневой системой.
Корневая система может быть стержневой,
с хорошо развитым главным корнем (одуванчик, редис, яблоня) или мочковатой,
образованной боковыми и придаточными корнями (ячмень, пшеница, лук). Главный корень в таких системах слабо развит или совсем отсутствует.
У ряда растений в корнях запасаются питательные вещества (крахмал, сахар), например у моркови, репы, свеклы. Такие видоизменения главного корня называют корнеплодами.
У георгины питательные вещества откладываются в утолщенных придаточных корнях, их называют корнеклубнями.
Встречаются в природе и другие видоизменения корней: корни-прицепки
(у лиан, плюща), воздушные корни
(у монстеры, орхидеи), ходульные корни
(у мангровых растений – баньяна), дыхательные корни
(у болотных растений).
Растет корень верхушкой, где находятся клетки образовательной ткани – точка роста.
Она защищена корневым чехликом. Корневые волоски
всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами в зоне всасывания.
По проводящей системе
корня вода и минеральные вещества поступают вверх к стеблям и листьям, а вниз передвигаются органические вещества.
Побег
– это сложный вегетативный орган, состоящий из почек, стебля и листьев. Наряду с вегетативными у цветковых растений имеются генеративные побеги, на которых развиваются цветки.
Побег образуется из зародышевой почки семени. Развитие побегов многолетних растений из почек хорошо заметно весной.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|