Генеративные органы растений

Естествознание и основы экологии » МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА » Генеративные органы растений


Половое размножение цветковых растений.

Для образования семени необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала на рыльце пестика, т. е. произошло опыление.

https://bbqstudio.ru купить вертикальныи мангал печь.

Если пыльца попадает на рыльце того же цветка, то происходит самоопыление

(фасоль, горох, пшеница). При перекрестном опылении

пыльца с тычинок одного цветка попадает на рыльце пестика другого.

Мелкую сухую пыльцу может переносить ветер (ольха, орешник, береза). У ветроопыляемых

растений цветки обычно мелкие, собранные в соцветия, околоцветник отсутствует или слабо развит. Могут переносить пыльцу насекомые (насекомоопыляемые

растения), а также птицы и некоторые млекопитающие. Цветки таких растений обычно яркие, ароматные, содержат нектар. Пыльца в большинстве случаев клейкая, имеет выросты – крючки.

Человек может в своих целях переносить пыльцу с тычинок на рыльце пестиков, такое опыление называется искусственным.

Искусственное опыление используют для получения более высоких урожаев, выведения новых сортов растений.

В тычинках формируется мужской гаметофит – пыльцевые зерна (пыльца),

состоящие из двух клеток – вегетативной и генеративной. В генеративной клетке образуются мужские половые клетки – спермии.

В завязи пестика в семяпочке образуется женский гаметофит – восьмиядерный зародышевый мешок.

Это фактически одна клетка, содержащая 8 гаплоидных ядер, где одно наиболее крупное, расположенное у пыльцевхода, называется яйцеклеткой,

а два ядра поменьше, располагающиеся в центре, – центральными ядрами.

При попадании пыльцы на рыльце пестика вегетативная клетка прорастает в пыльцевую трубочку, перемещая генеративную клетку к пыльцевходу – микропиле.

Через пыльцевход два спермия проникают в зародышевый мешок – и происходит оплодотворение. Один спермий сливается с яйцеклеткой и образует зиготу,

из которой развивается зародыш семени. Второй спермий сливается с двумя центральными ядрами, образуя триплоидный эндосперм

семени, в котором могут запасаться питательные вещества. Из покрова семязачатка образуется семенная кожура. Такой процесс оплодотворения называется двойным.

Он открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898 г. Разросшаяся стенка завязи или другие части цветка образуют плод.

Рис. 71. Строение семян двудольного (А – фасоль) и однодольного (Б –

Рис. 71.

Строение семян двудольного (А – фасоль) и однодольного (Б – пшеница) растений: 1 – семенная кожура; 2 – семядоли; 3 – зародышевый корешок; 4 – зародышевый стебелек с почечкой; 5 – эндосперм

2. Семя.

Семя состоит из семенной кожуры, зародыша

и эндосперма

(рис. 71). Снаружи оно покрыто плотной защитной семенной кожурой. В зародыше различают корешок, стебелек, почечку

и семядоли.

Семядоли – это первые зародышевые листья растения. В зависимости от количества семядолей в зародыше различают однодольные растения (одна семядоля) и двудольные растения (две семядоли).

Питательные вещества могут находиться в семядолях или особой запасающей ткани – эндосперме,

в этом случае семядоли почти не развиты.

3. Плод.

Плод – это сложное образование, в его формировании могут принимать участие не только пестик, но и другие части цветка: основания лепестков, чашелистиков и цветоложе. Плод, образованный из нескольких пестиков, называется сборным

(малина, ежевика).

Форма плодов очень разнообразна. В зависимости от количества семян различают односемянные

и многосемянные

плоды, что связано с количеством семяпочек в завязи. Различают также сочные

и сухие

плоды (рис. 72).

Рис. 72. Плоды сочные: 1 – ягода (помидор); 2 – костянка (вишня); 3 –

Рис. 72.

Плоды сочные: 1 – ягода (помидор); 2 – костянка (вишня); 3 – яблоко (груша); 4 – многоорешек (малина); 5 – тыквина (огурец); сухие: 6 – семянка (подсолнечник); 7 – зерновка (пшеница); 8 – боб (горох); 9 – орех (лещина); 10 – стручок (редька); 11 – коробочка (мак)

Костянка – сочный односемянный плод (вишня, слива, абрикос).

Ягода – сочный многосемянный плод (томаты, смородина, крыжовник).

Перейти на страницу: 1 2 3