Действующими нормативными актами определены два основных механизма, целью которых является учет воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду при принятии решений. Это экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (далее в тексте — “оценка воздействия”, в различных публикациях часто используется аббревиатура ОВОС). Проведение экологической экспертизы регламентируется, прежде всего, законами “Об охране окружающей природной среды” и “Об экологической экспертизе”, а оценки воздействия — “Положением об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации”.
Экологическая экспертиза, государственная или общественная, проводится специальной комиссией по окончании подготовки проектной документации. Эта комиссия должна сделать вывод о возможности или невозможности осуществления намечаемой деятельности. Положительное заключение государственной экспертизы является необходимым условием реализации проекта. Экологическая экспертиза обязательна практически для любой намечаемой деятельности, включая не только проекты строительства определенных объектов, но и проекты программ, планов, нормативных актов и т.д. Одним из немногих исключений являются проекты строительства отдельных зданий, осуществляемые в соответствии с ранее утвержденным генпланом. Оценка воздействия должна проводится на более ранней стадии проектного цикла — в процессе подготовки проектной документации. Однако она обязательна лишь для определенного круга крупных и экологически опасных объектов, перечень которых приведен в приложении к “Положению об оценке воздействия…”
Перечисленные документы устанавливают принципы открытого и гласного принятия решений по хозяйственным и иным проектам. В дополнение к общим положениям о доступе к экологической информации, ими определены и некоторые дополнительные права общественности в отношении информации об экологических аспектах намечаемой деятельности.
В соответствии с названными документами основным источником информации о намечаемой деятельности является заказчик проектной документации. На стадии подготовки документации заказчик обязан информировать общественность путем проведения общественных слушаний или обсуждения в средствах массовой информации (для проектов, перечисленных в “Положении об оценке воздействия…”):
“5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:
(1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;
(2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений;
(3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятельности”.
Здесь следует обратить внимание на один важный момент. Согласно Закону “Об экологической экспертизе”, заказчик представляет на экологическую экспертизу “материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности” для любого проекта. Однако закон не устанавливает каких-либо требований к процедуре этой оценки. Содержание “материалов оценки воздействия…”, представляемых на экспертизу, определяется специальным документом — “Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности”. Требования же процедурного характера, в частности, процитированное выше положение об общественных слушаниях или обсуждениях, содержатся лишь в “Положении об оценке воздействия…” и применимы только к проектам, перечисленным в этом документе.
Далее, на стадии государственной экологической экспертизы, общественности также предоставляется право на получение информации:
· о результатах проведения государственной экологической экспертизы;
· о нормативно-технических документах, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы.
Следует отметить, что Закон “Об экологической экспертизе” не оговаривает права граждан на получение документированной информации о готовящихся проектах. Исключение составляют случаи проведения общественной экологической экспертизы. Ниже мы обсудим дополнительные возможности получения информации, связанные с этим механизмом.
Здесь же отметим, что в действующих нормативных документах отсутствует сколько-нибудь четкая регламентация обязанностей инициатора деятельности (инвестора) на ранних стадиях проектного цикла. Механизмы реализации прав общественности определены недостаточно конкретно или с существенными оговорками. С другой стороны, почти полностью отсутствует и сложившаяся практика в этой области, наличие которой могло бы снять необходимость в детальной регламентации процесса. Все это не создает предпосылок для своевременного обсуждения с общественностью намечаемой деятельности, и может приводить к возникновению конфликтных ситуаций. Большинство таких конфликтов начинается с того, что население узнает о проекте “вдруг”, внезапно, причем нередко уже после начала его реализации.
|