Планирование и финансирование экологических программ

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Концепция биопродуктивности экосистем, экологический мониторинг и финансирование экологических программ » Планирование и финансирование экологических программ


До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование окружающей природной среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды. Его главная особенность – ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования.

Согласно Закона Российской Федерации об охране окружающей природной среды (1991) основными задачами экономического механизма являются:

- планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

- предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

- возмещение вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Платность природных ресурсов – важнейший элемент нового механизма финансирования.

Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды предусматривает плату не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов.

Платность природных ресурсов несомненно повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.

Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды предусматривает плату не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов. Плата за природные ресурсы взимается: а) в пределах установленных лимитов, б) за сверхлимитное не нерациональное использование природных ресурсов, в) на их воспроизводство и охрану.

Законом Российской Федерации предусмотрена плата за загрязнение окружающей природной среды. Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором – за счет прибыли, которая полечена предприятием-загрязнителем. При этом из общей суммы 90% платежей перечисляют во внебюджетные экологические фонды, а 10% - в доход федерального бюджета.

Для реализации различных природоохранных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т.д. создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов.

Экологические фонды способствуют также развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности, как:

- вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;

-выдачу гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиями на реализацию природоохранных проектов.