В отличие от прошлых времен антропогенный фактор сейчас играет глобальную роль в изменении природной среды - это с одной стороны. С другой стороны, в современном обществе больше, чем раньше, проявляется его зависимость от состояния природной среды. Поэтому следует познать законы взаимодействия общества и природы. Вернадский В.И. выделил три важнейших закона:
1. закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы;
2. закон возрастающего воздействия человека (общества) на природную среду;
3. закон возрастающей зависимости общества от природной среды [2.c. 392].
До недавнего времени считалось, что природный фактор изменяется медленно, а социальный - быстро и поэтому по мере развертывания НТР[1] зависимость общества от природной среды уменьшается. В действительности это не так. Общество и природа - эта единая динамическая система, части которой находятся в отношении друг к другу по принципу обратной связи. Это значит, что чем больше претерпевает изменение одна часть, тем больше происходит необходимое для равновесия и целостности системы изменение в другой части [4.c. 76, 6].
Уже было сказано, что планета все больше обнаруживает конечные возможности (запасы пресной воды, количество кислорода в атмосфере, температурный режим, режим влажности). Но инерция мышления не позволяет в это поверить. Противоречие между бесконечными возможностями развития общества и ограниченными возможностями биосферы стало основным противоречием системы "общество - природа" (Рис.1).
Рис. 1
Общая схема взаимодействия общества и природы
Стрелками 1, 2, 3, 4 обозначены потоки отходов: газообразных, жидких, твёрдых, энергетических [1. c. 228].
Учеными разработана теория взаимодействия общества и природы, исходя из требований закона оптимального соответствия состояния природной среды темпам и характеру развития общества.
Для поддержания целостности биосферы современное общество должно следовать следующим принципам [6]:
ü Первым и основным методологическим принципом теории взаимодействия общества и природы должен быть принцип оптимального соответствия общества и природной среды
. Это значит, что общество должно поддерживать целостность биосферы на основе познания и использования естественных процессов.
ü Вторым принципом теории взаимодействия общества и природы рассматривается принцип естественного равновесия биосферы
. Этот принцип означает, что проблему использования ресурсов нельзя рассматривать без учета значений меры природных компонентов для сохранения целостности биосферы.
ü Третий принцип взаимодействия общества и природы -принцип компенсации производимых у природы изъятий
.Он тесным образом связан со вторым принципом, так как базируется на значениях меры.
ü Четвертый принцип - принцип экологической чистоты человеческой деятельности
, который подразумевает полную утилизацию побочных продуктов производства и бытового потребления.
ü Пятый методологический принцип природопользования - принцип комплексности и экологической обоснованности принимаемых решений
, что означает доминирование долгосрочных решений над краткосрочными.
ü Шестой методологический принцип - принцип обеспечения приоритета общественного интереса над частным
. Этот принцип требует иной организации общественной жизни людей (объединение народов мира в ассоциацию трудящихся). В подтверждение можно привести слова Ф. Энгельса: "Только общество, способное установить гармоническое сочетание .производительных сил по единому общему плану ." может "устранить нынешнее отравление воздуха, воды и почвы ." [4.c. 71].
Необходимость перехода к разумно управляемому обществу диктуется теперь не только факторами экономического, но и природного порядка. В этом состоит важное социальное значение теории взаимодействия общества и природы.
Теория взаимодействия общества и природы требует уточнения и понятийного аппарата, таких, в том числе понятий, как "производительные силы", "национальное богатство".
Производительные силы
- это не просто средства производства и труд, но и состояние природных ресурсов общества.
Национальное богатство
- это не только все, что создано в обществе в виде материальных благ, но и биологические ресурсы.
Теория взаимодействия общества и природы выявляет необходимость формирования у человека экологической культуры поведения, так как без этого ни один из методологических принципов природопользования не может быть реализован.
|