Международные соглашения

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Международные конвенции по атмосфере и климату и интересы России » Международные соглашения


Уже первые признаки этих опасных явлений имели в 70-е годы большой общественный резонанс. Виновниками загрязнений воздуха вполне обоснованно считались промышленно-развитые страны, которые и должны были нести основные расходы по их устранению.

Обнародованные результаты фундаментальных научных исследований вызвали большую заинтересованность общественности и привели к принятию важных международных соглашений - Женевской конвенции о дальнем трансграничном переносе загрязняющих примесей и Протокола к ней о сокращении выбросов оксидов азота (принятых в 70-х годах), Венской конвенции о защите озонового слоя (1985) и Монреальского протокола об ограничении и запрещении производства озоноопасных хлорфторуглеводородов (1987), Конвенции об изменении климата (Рио-де-Жанейро, 1992) и Протокола об ограничении выброса парниковых газов (Киото, 1997).

Если первые соглашения по трансграничному переносу носили скорее рекомендательный характер, то последующие содержали уже обязательные к исполнению конкретные требования. Беспрецедентным в этом отношении явился Монреальский протокол. Тщательно подготовленные и сформулированные цели, требования и санкции за их неисполнение продемонстрировали возможность решения сложнейших экологических проблем. В 1987 г. его подписали 36 стран. Предусматривалось сначала заморозить на уровне 1986 г., а к 1993 г. сократить на 20% производство наиболее опасных хлорфторуглеводородов. Эти требования были выполнены даже раньше срока. В 1990 г. в Лондоне правительства 92 стран приняли обязательства полностью прекратить производство озоноразрушающих веществ к 2000 г. В число запрещаемых соединений были дополнительно включены широко используемые в народном хозяйстве и в быту четыреххлористый углерод, метилхлороформ, метилбромид. В 1992 г. в Копенгагене срок прекращения производства хлорфторуглеводородов был перенесен на 1996 г., а список озоноразрушающих веществ пополнился целым семейством соединений - гидрохлорфторуглеводородами. Они должны быть полностью исключены из производства и потребления к 2030 г.

В год десятилетия Монреальского протокола уже 163 страны стали участниками движения за сохранение озонового слоя. Однако не все страны оказались способны выполнить подписанные соглашения, в их числе и Россия. В 1990 г. в республике производилось 198 тыс. т озоноразрушающих веществ, что составляло около 20% от мирового уровня. В 1992 г. их выпуск упал до 146.5 тыс. т, а в 1996 г. - до 18 тыс. т. Однако полное прекращение производства этих веществ Россия может обеспечить только к 2000 г. Страны Венской конвенции с пониманием отнеслись к выдвинутому в 1995 г. предложению правительства России продлить срок полного запрещения производства и потребления озоноразрушающих соединений в связи с экономическими трудностями и пока не применяют экономических санкций к нашей стране.

Опыт согласованных международных действий по защите озонового слоя в полной мере был использован странами при разработке Конвенции об изменении климата. Вначале 176 стран подписали Конвенцию, и только через пять лет, после интенсивной подготовки - Протокол об ограничении выброса в атмосферу парниковых газов. Последний документ подписали не просто, при его обсуждении шла острая борьба, поскольку ограничения на величину выброса прямо влияют на развитие промышленности, энергетики, транспорта в каждой из стран участников соглашения.

Протокол предусматривает в целом сократить объем выбросов парниковых газов в период 2008-2012 гг. на 5.2% по сравнению с 1990 г. При этом страны ЕС должны сократить выбросы на 8%, США - на 7%; Япония, Канада, Польша, Венгрия - на 6%. Россия и Украина сохраняют величину эмиссии на уровне 1990 г., учитывая кризисное состояние экономики. Российская делегация комментировала это решение как успех отечественной дипломатии.

По сравнению с Монреальским соглашением в новом Протоколе в общем виде был уже предложен механизм торговли квотами на эмиссии. Страны, превышающие установленные нормы, могут покупать квоты тех стран, где эти нормы не достигаются. Таким образом, начал формироваться совершенно новый экологический рынок, на котором, очевидно, будут сосредоточены огромные финансовые ресурсы.

Перейти на страницу: 1 2