Первоочередные меры

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Международные конвенции по атмосфере и климату и интересы России » Первоочередные меры


Из-за недальновидной политики правительства СССР страна оказалась в самом незавидном положении, участвуя в международном экологическом движении. К большому сожалению, до недавнего времени правительство РФ следовало прежним курсом. А впереди - принятие новых международных соглашений, еще глубже затрагивающих наши национальные интересы. Нет ничего хуже, чем пассивно ожидать миллиардных выплат за передачу части неиспользованных квот на выброс парниковых газов. Не будет их! Западные страны, исподволь продвигавшие включение этого пункта в международные соглашения еще со времен конвенции о трансграничном переносе, совсем не собираются платить. В соответствии с их национальными программами они планируют значительно сократить выбросы парниковых газов (см., например, Национальный отчет по плану действий в области изменения климата, США, 1996), в основном укладываясь в рамки принятых квот.

При этом надо учитывать, что и оценки современных выбросов могут быть несколько завышены западными странами. Не имея системы контроля, мы можем полагаться только на те сведения, которые нам передают, и на те методики оценок, которые ими разработаны. Все идет к тому, и скорее всего так было задумано, что Россия и другие технологически отстающие, но быстро развивающиеся страны вынуждены будут либо покупать квоты на эмиссии, либо сдерживать рост производства.

Россия сильно отстала от многих западных стран в области охраны окружающей среды. Из-за экологической разрухи, политической нестабильности и огромной территории, которую надо контролировать, нельзя ждать от правительства быстрой переориентации с проблем выживания на проблемы повышения качества жизни. Однако правительство не должно оставаться и далее пассивным, поскольку уже реально существует угроза национальной безопасности.

Несмотря на ограниченные финансовые возможности страны, вполне реально изменить ситуацию в лучшую сторону, если следовать следующим путем.

1. Создать координирующий научный центр, способствующий развитию исследований в области физики и химии атмосферы, математического и лабораторного моделирования, разработки экологически чистых технологий и веществ. Так как уровень обоснованности научных положений, на которых базируются международные соглашения, не очень высок по сравнению с потенциалом отечественной науки, существует возможность не только быстро занять лидирующую позицию в монреальском процессе, но и частично изменить направление его развития в интересах нашей страны. Создание такого центра требует в основном чисто организационных усилий и относительно небольшого финансирования на совершенствование экспериментальной базы. Многие из групп, которые могли бы в него войти, имеют сейчас международные гранты и поддержку Российского фонда фундаментальных исследований. Очевидно, эта поддержка будет только возрастать по мере роста научного влияния центра в стране и в мире.

2. Создать систему комплексного мониторинга атмосферы для получения независимой информации о ее состоянии. Очевидно в ближайшие годы мы не сможем сравниться с США, Канадой, странами ЕС в этой области, но иметь минимум станций необходимо, чтобы хотя бы сколь-нибудь обоснованно отстаивать интересы страны. Таким минимумом могут стать две-три станции, удовлетворяющие самым высоким требованиям глобальной системы контроля атмосферы (сейчас в стране нет ни одной такой станции, в то время как в мире их несколько десятков) и уже упомянутая подвижная экологическая лаборатория на базе железнодорожного вагона.

Как показывает опыт первых российско-немецких экспериментов 1995-1998 гг., это - уникальное по эффективности средство контроля за состоянием атмосферы над большими континентальными территориями. Для России подвижная лаборатория - единственная возможность связать воедино разрозненные наблюдения в разных регионах, повысить их качество и дать целостную картину состояния атмосферы. Кроме того, такая лаборатория необходима для калибровки спутниковых систем слежения за атмосферой, и только она может связать национальные сети мониторинга различных стран, выполняя измерения на всем Евразийском континенте - от Португалии до Вьетнама. Владелец лаборатории может стать арбитром в межнациональных спорах по качеству сетей мониторинга и загрязнению атмосферы. Вот почему принципиально важно, чтобы владельцем, причем относительно независимым, оставалась Россия.

Перейти на страницу: 1 2 3