Экологические проекты принципы и практика

Материалы студентам (рефераты, курсовые, дипломные) » Экологические проекты принципы и практика


Вся хозяйственная деятельность человечества рассредоточена на конкретных территориях государственных образований, и, естественно, от ее интенсивности зависит уровень экологического давления на окружающую среду.

Проблема предотвращения экологической катастрофы — это безусловно глобальная проблема, которая по своей грандиозности превосходит все остальные, встречавшиеся на пути развития человечества. И никогда еще не было такого гигантского разрыва между масштабами проблемы и возможностями ее решения.

Мирового правительства не существует, и поэтому в каждой стране могут быть свои подходы к проблемам экологии. Как известно, в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено, и, если не учитывать воздействие производственно-хозяйственной деятельности государств или крупномасштабных индустриальных регионов с высокой плотностью населения на соседей, то это может привести к непоправимым ошибкам в обеспечении экологической безопасности населения.

В сложившейся сегодня системе территориального, административного, государственного управления центр тяжести в реализации программ социально-экономического развития сместился с федерального на региональный и местный уровни. Это результат изменений, произошедших за последнее десятилетие.

В прежние времена основную ответственность за охрану природы возлагали на отраслевые министерства. Сейчас же вертикальные связи разрушены, и объективно влиять на деятельность предприятий и организаций в области охраны окружающей среды могут лишь региональные и местные власти.

Однако в бюджетах областей, краев, республик, как правило, нет даже скромной строки на экологию, а если она и есть, то речь идет о ничтожных суммах. Не секрет, что экология — отрасль затратная. Мировой и отечественный опыт показывает, что средства на решение экологических проблем изыскиваются и зарабатываются, например, за счет переработки отходов и превращения их в сырье для промышленности, сельского хозяйства и производства товаров, необходимых для населения. Если вникнуть в причины, порождающие хаотичность и неэффективность решений по вопросам экологии, то они сводятся к следующему:

— во-первых, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по оздоровлению среды обитания человека в конкретном регионе, промышленной зоне, городах-мегаполисах, сельскохозяйственных зонах, а также работоспособная законодательно-нормативная база;

— во-вторых, нет необходимой объективной информации об изменениях интенсивности воздействия на окружающую природу;

— в-третьих, разрушена система сбора, утилизации и переработки вторичного сырья.

Тем не менее в стране, и в частности в московском регионе, накоплен положительный опыт рационального природопользования. Главными источниками вредного воздействия на природу продолжают оставаться отходы человеческой деятельности. Это отчетливо видно на примере московского региона с высокой концентрацией промышленного и сельскохозяйственного производства, а также транспорта, особенно автомобильного. Негативное влияние на природу оказывает и высокая плотность населения. Положение усугубляется и тем, что огромная территория области занята полигонами для производственных и бытовых отходов Москвы, которые до сих пор практически не перерабатываются. Ежегодно на эти полигоны вывозится более 20 млн т промышленных и около 8 млн т твердых бытовых отходов. По некоторым оценкам, объем промышленных отходов московского региона сравним с объемами отходов таких стран, как ФРГ, Франция или Великобритания.

Все это потребовало неординарных решений, активных действий администраций Москвы и области.

В середине 80-х годов создается областной банк отходов, делаются экономические расчеты целесообразности переработки конкретных их видов, определяются места размещения производств, проводится инвентаризация полигонов, ужесточается режим их эксплуатации. На воскресенском предприятии «Минудобрения» создаются мощности по использованию отходов производства в дорожном строительстве и получению из них строительных материалов и изделий. На Каширском заводе ЖБИ № 3 запускается опытная линия по переработке золошлаков Ступинской ТЭЦ № 17 и получению на их основе стеновых панелей. Отгрузка переработанного лома металлургическим комбинатам к концу 80-х годов превысила 1100 тыс. т в год. Мосглавснаб и Мособлпотребсоюз увеличили заготовку традиционного вторичного сырья: макулатуры, тряпья, текстильных, кожевенных материалов, стеклобоя, пищевых отходов, полимерного сырья, изношенных шин. Возрос объем переработки и использования животноводческих отходов, утилизации отработанных нефтепродуктов. Все это дало немалый экономический и экологический эффект.

По инициативе глав Москвы и Московской области 7 августа 1990 г. принято решение «О мерах по улучшению переработки и захоронения промышленных и твердых бытовых отходов в московском регионе» и утвержден план соответствующих мероприятий. В дальнейшем правительствами Москвы и области приняты конкретные программы строительства мусороперерабатывающих заводов и постановление «О региональной программе развития централизованной переработки и размещения промышленных отходов». Координация работ по этой программе возложена на Московскую межрегиональную ассоциацию «Экоресурсы».

Перейти на страницу: 1 2 3