В далекие геологические эпохи случилось так, что природа «обидела» Волгу, лишив её выхода в океан, и заставила впадать во внутреннее море.
Это обстоятельство издавна доставляло большие неудобства русским людям, общавшимся с другими соседними народами. Оживленный причерноморский рынок всегда привлекал русских купцов.
Необходимость соединения Волги с Доном назрела давно. Первую попытку соединения великих рек предприняли турки, которые хотели перебросить боевые корабли, тяжелые пушки и войска водным путем по Дону и Волге, чтобы отобрать у нас Астрахань, присоединенную к России в 1556 г.
Для этого их султан Селим II в месте волока между реками приказал сделать прокоп. Иван Грозный, узнав про непрошеных гостей, послал к месту работы большое войско, но те еще раньше сбежали с негостеприимной Русской земли. «Турецкая канава» сохранилась до нашего времени.
Проблемой соединения Волги и Дона занимался и Петр I. Но по-настоящему осуществить эту идею удалось только с 1948 по 1952 годах. Волгу соединили с Доном. Здесь возник канал Волго-Дон. Он начинается от Волги близь Волгограда и подходит к Дону у Калача. Длина трассы 101 км. На волжском склоне устроено 9 шлюзов, на донском — 4. По нему идут десятки миллионов тонн всевозможных грузов. Так Волга получила выход к южным морям — Азовскому и Черному.
Но для неё это было уже не достаточно. Ей были крайне нужны выходы к северным морям — удобные и доступные для больших современных судов. На месте устаревшей «Маринки» (водного пути соединявшего бассейны рек Волги и Невы в 1810 году) была создана новая большая глубокая дорога Волго-Балт — Волго-Балтийский водный путь длиной 360 км. Вместо обветшалых малых шлюзов здесь было устроено семь новых с несколькими гидростанциями. В 1964 году из Волги в Балтику по нему впервые прошли большие суда и теплоходы.
И, наконец, Беломоро-Балтийский канал соединил Волгу с Белым морем.
Таким образом, современная Волга — водный путь, связанный с пятью морями Европы. Днем и ночью нескончаемым потоком идут по нему разнообразные грузы — строительные материалы и лес, машины и уголь, нефть, соль, хлеб, овощи и фрукты. Две трети речных грузов республики перевозится по Волге и её притокам. На ней расположены 1450 портов и пристаней и все крупнейшие города Поволжья. Волга объединяет их как великая транспортная магистраль. Грузооборот на ней в 10 раз превышает железнодорожный этого района.
|