Следует обратить внимание на фактор времени, играющий немаловажную роль в процессах самовосстановления природы. Уже на ранних ступенях становления человеческой цивилизации процессы самовосстановления не всегда поспевают за разрушениями, наносимыми живой природе. Механизм стихийной охраны природы, наблюдающийся у ряда народов, не способен компенсировать изменения в природе, вызванные тотальным использованием человеком биосферы земли. На этой почве возникает диспропорция, которая по мере интенсификации общественного производства углубляется и достигает на стадии высокого развития индустрии конфликтного состояния.
Фактор интуитивной художественной деятельности по восстановлению утраченного гармоничного единства человека и природной среды доминирует преимущественно в докапиталистический период. Целенаправленное созидание в природе не характерно для этого этапа социального развития. Неразвитость общественного производства, нерасчлененность во взаимодействиях общества и природы обусловливает природоограниченную целостность в докапиталистических формациях. "Во всех формах общества, где господствует земельная собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой", – пишет К. Маркс. Уровень познания природы, также обусловленный преобладанием сельскохозяйственного производства, ориентирует человечество на утилитарное знание, оставляя в тени ее эстетическую ценность. Поэтому первые немногочисленные произведения природотворчества решают прежде всего практические задачи и лишь затем эстетические. Таковы сады Семирамиды древнего Вавилона – уникальное архитектурное сооружение, на террасах которого были собраны коллекции древесных и кустарниковых растений. Они имели в первую очередь климатическое и экологическое значение и лишь в длительной эволюции эстетических потребностей человечества стали прообразом висячих садов как жанра искусства.
В современной урбанизированной культуре "висячие сады" на крышах, балконах домов, так называемое вертикальное озеленение, примыкающее к ним по характеру устройства и принципам оформления комнатное цветоводство получают все более широкое распространение. Но этот вид деятельности, хотя и содержит прежде всего эстетическую функцию, продолжает сохранять стихийно-художественный характер. В определенной степени компенсируя разрыв между человеком и природой, который принимает вид антагонизма в условиях современных мегаполисов, он объективирует стремление широких масс к гармонизации отношений с естественной средой.
Возникновение искусства садов и парков как особой области художественной деятельности связано с практикой культурного освоения природных ресурсов. В своих истоках оно опирается на эстетический опыт народа, который становится в дальнейшем основой собственно художественного мышления. Известный исследователь и историк садовопаркового искусства В.Я. Курбатов пишет: "Сопоставляя, однако, все известное, можно думать, что первые искусственные сады появились в местах, бедных влагой и растительностью. Там было необходимо устраивать искусственное орошение, само направление проложенных каналов заставляло располагать посадки определенным образом, и таким образом создавался план парка. Так и в наше время вся долина Ломбардии, бывшая когда-то сухою и унылою равниною, прорезана правильной сетью каналов. Вдоль последних рассажены шелковичные деревья, между ними протянуты виноградные лозы, а середины образовавшихся четырехугольников засеяны рисом и кукурузой. Таким образом путешественнику кажется, что он едет по бесконечно правильно разбитому.
В русской культуре утилитарное назначение садов господствует вплоть до нового времени. В приусадебный парк, например, всегда входили плодовые посадки, занимающие важное место в общей композиции. Более того, как правило, хозяйственные сады, как более ранние, определяют расположение парковых зон. Такова, например, роль плодовых садов царской резиденции Коломенского и Измайлова, использовавшиеся не только в утилитарных, но и в эстетических целях, предопределивших кольцевое построение возникших значительно позже парковых ансамблей. Однако если парк создается в результате творческой деятельности архитектора-декоратора и развивается в русле других видов искусств, испытывая на себе влияние их стилистических особенностей, то утилитарные приусадебные сады, предоставленные вкусам специалистов-естественников, открывают перспективные традиции эстетической культуры промышленного природопользования.
Целенаправленная деятельность человека по созданию культурного, эстетически значимого ландшафта приобретает специфические черты в эпоху становления и развития буржуазных отношений, роста больших городов, сосредоточения масс в местах, оторванных от девственной природы, механизации производственных процессов, в том числе сельскохозяйственных, интенсификации труда. В этот исторический период – период обострения социальных противоречий до антагонизма – отрыв человека от природы также принимает характер антагонистического конфликта. Меняя в корне характер взаимодействия общества и природы, капиталистические отношения обусловливают превращение естественных условий труда – земли, биосферы – в отделенный от человека и противопоставленный "свободный фонд", который выступает в форме "прочно обособившихся стоимостей''. Природная среда, вовлеченная в систему капиталистического воспроизводства, становится объектом самой беззастенчивой и хищнической эксплуатации, ничем не ограниченного использования, а вместе с тем условием и средством отчуждения личности от природы.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|