В качестве основного мероприятия по защите жилой зоны от шума используется шумозащитный экран.
В проекте предусматривается установка экрана, производимого ОАО «НПО Систем программного управления» (Санкт-Петербург).
Предварительные оценки позволили выбрать высоту и месторасположение экрана.
Расположение экрана на поперечном профиле дороги указано на рис. 12.
Расположение шумозащитного экрана в плане показано на рис. 13.
Высота экрана 3м.
Шумозащитный экран представляет собой сборно-разборную конструкцию, состоящую из набора акустических панелей, объединенных вертикальными и горизонтальными профилями и смонтированную на бетонных фундаментах. Акустическая панель состоит из корпуса, выполненного их холоднокатанной стали с односторонней щелевой перфорацией в виде жалюзи, и внутреннего шумопоглощающего модуля из материала URSA типа П-15 с водоотталкивающим покрытием. Габариты панелей – 980х512х56 мм. Сборка панелей производится на конструкционных профилях с помощью вибродемпфирующих фиксаторов, изготавливаемых из полиэтилена. Конструкция экрана реализует, как функции отражения звука, так и звукопоглощения, что делает ее более эффективной.
Стоимость 1 м2 этого шумозащитного экрана – 55 $, в то время как средняя стоимость, например, в США составляет 180$/м2.
Расчет шумозащитного экрана выполнен в соответствии с «Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов» [1].
При применении шумозащитных мероприятий уровень шума в расчетной точке определяется по формуле:
L = Lэкв - DLв - DLz, (7)
где: Lэкв - эквивалентный уровень шума
DLв - величина снижения уровня шума различными типами зеленых насаждений, принимается по таблице 4.6.9.[1]
DLz - величина снижения уровня шума в зависимости от высоты и положения экрана определяется по формуле DLz = DLАэкр a + Dд
где: DLАэкр a определяется в следующем порядке:
а) определяется DLАэкр b в зависимости от высоты экрана по формуле:
DLАэкр b = 18.2 + 7,8 x lg(a + в - с + 0,02),(8)
где: а – кратчайшее расстояние между центром источника шума и верхней кромкой защитного сооружения, метров;
в - кратчайшее расстояние между расчетной точкой и верхней кромкой защитного сооружения, метров;
с - кратчайшее расстояние между геометрическим центром источника шума и расчетной точкой, метров;
Высота источника шума над поверхностью покрытия для легкового движения принимается равным 0,4 м, для грузового - 1,0 м. Величину DLАэкр b можно определить также по таблице 4.6.10.[1].
б) определяется величина снижения уровня шумa в зависимости от положения экрана в плане (по рис. 4.6.2 [1]) - DLАэкр a1 и DLАэкр a2 по таблице 4.6.11.[1])
в) определяется DLАэкр a как наименьшая из DLАэкр a1 и DLАэкр a2
Dд - поправка, зависящая от величины разности DLАэкр a1 - DLАэкр a2 определяется по таблице 4.6.12.[1]
Рисунки и таблицы к вышеописанному расчету представлены в Приложении 1.
Расчет шумового загрязнения в пос. Горская с защитным экраном, расположенным на обочине кольцевой автодороги, исходит из представленных выше положений. Все данные (расстояние, расчетные отметки, коэффициенты и поправки) были занесены в электронную таблицу на базе Microsoft Exсel, которая полностью реализует описанный алгоритм. Данные по результатам расчета сведены в таблицу 10.
Примечание: для домов по адресам Пушкинская ул. № 15,17, а также Алексеевский пер. №№ 3-11 в силу защищенности последних домами и садовыми участками, расположенными по пр. Муромцева уровни шума находятся в пределах нормы
Согласно санитарным нормам СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [7] типу застройки в Горской соответствует позиция 9 таблицы 3 этого документа: «Территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, зданиям амбулаторий, диспансеров, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений, библиотек». Для данных территорий допустимый уровень эквивалентного шума равен 55 дБА, а ночью 45 дБА ([18] табл. 3). Однако, учитывая следующее примечание 2 санитарных норм: «Эквивалентные и максимальные уровни звука в дБА для шума, создаваемого на территории средствами автомобильного, железнодорожного транспорта, в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных типов жилых зданий, зданий гостиниц, общежитий, обращенных в сторону магистральных улиц общегородского и районного значения, железных дорог, допускается принимать на 10 дБА выше (поправка D = + 10 дБА), указанных в позициях 9 и 10 табл.3», допустимый уровень эквивалентного шума принимается равным 65 дБА. При этом необходимо, как видим, обеспечить дополнительно шумозащищенность жилых строений, что может быть осуществлено, например, за счет тройного остекления.
|