,
где R – радиус центрифуги; n – число оборотов в секунду.
Центрифуга является наиболее удобным стендом, на котором можно воспроизводить ускорения, соответствующие самым разнообразным профилям полетов. Современные центрифуги имеют радиус вращения от 8 до 16 м, а электронно-счетные установки позволяют программировать графики ускорений и автоматизировать обработку многочисленной физиологической информации, поступающей от объекта исследования.
Радио– и телевизионная связь создает условия для постоянного наблюдения и контроля врача-экспериментатора за испытуемым.
• Угловое ускорение
Е (рад/с) наблюдается при неравномерном движении тела по окружности, т. е. при увеличении или уменьшении угловой скорости. Угловое ускорение наблюдается при разгоне и торможении центрифуги, особенно при быстром нарастании градиента ускорения.
Складывается оно из двоякого рода сил:
– направленной по касательной к окружности вращения (тангенциальное ускорение);
– направленной к оси вращения (нормальное ускорение).
Если угловое ускорение носит равномерный характер, то соотношение между обозначенными видами может быть выражено следующими формулами:
(3.3)
jt = ER
(3.4)
jn =
(Et)2R
,
где jt – тангенциальное ускорение; jn – нормальное ускорение; R – радиус вращения; t – время, за которое произошло изменение угловой скорости; Е – угловое ускорение.
Неравномерное угловое ускорение может быть рассчитано только для каждой конкретной точки кривой отдельно, так как тангенциальное и нормальное ускорения, из которых оно складывается, в этом случае постоянно изменяются по величине.
• Ускорения Кориолиса
возникают при изменении радиуса вращения, а также в случае присоединения к движению в одной плоскости движения в другой плоскости.
Этот вид ускорений нередко встречается при полетах на самолетах и космических кораблях.
Ускорение Кориолиса может быть рассчитано по следующей формуле:
(3.5)
jk = 2WV sin α
,
где W – угловая скорость движения тела вокруг оси; V – скорость движения тела в другой плоскости; α – угол с основной осью вращения, при котором во время дополнительного движения тела возникает ускорение.
Линейные и радиальные ускорения в зависимости от времени
действия делятся на ударные (длятся доли секунды) и длительные (от секунды и более), а в зависимости от направления – на продольные и поперечно направленные; последние, в свою очередь, и далее подразделяют на группы.
Классификация ускорений.
Терминология и классификация ускорений были предложены аэрокосмическим медицинским комитетом в США по проблемам ускорения при консультативной группе по научно-исследовательской работе. На рисунке 3.1 и в таблице 3.1
Рис. 3.1.
Эквиваленты терминологии ускорений
Таблица 3.1.
Терминология ускорений
1 Anterior (лат.) – передняя (в данном случае) поверхность тела.
2 Posterior (лат.) – задняя поверхность тела, спина.
A-P – Anterior-Posterior; С-A – Posterior-Anterior (таблица дана с сокращениями).
представлена терминология, в основу которой положено направление ускорения массы (колонка А) и инерция органов, тканей и жидкостей организма на ускорение (колонка Б). Следовательно, действие перегрузок реально не столько для самого движущегося тела, сколько для его связей.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|