В противном случае ликвидация последствий ущерба происходит за счет страховой фирмы. У фирмы в этом случае появляется дополнительный стимул к использованию более надежных технических систем и предотвращению случайных выбросов.
Как правило, основные положения о лицензировании того или иного вида деятельности, связанного с природопользованием, содержатся в федеральных законах и затем конкретизируются в актах, издаваемых правительством, а также федеральными министерствами и ведомствами. Отдельные виды деятельности, прямо не указанные в законах, подлежат лицензированию на основании постановления Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий.
Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.
Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды РФ.
Для природопользователей, использующих природные ресурсы и объекты, не относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации, лицензия на комплексное природопользование выдается государственными органами охраны окружающей природной cреды, специально уполномоченными на то решениями субъектов РФ.
Экологический ущерб — это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды. Он складывается из следующих затрат:
— дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;
— затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;
— дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.
Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины:
— затраты на снижение загрязнений;
— затраты на восстановление окружающей среды;
— рыночная цена;
— дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;
— затраты на компенсацию риска для здоровья людей;
— затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.
Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды проявляется на деятельности отдельных объектов, оказывающихся под его воздействием:
— население;
— объекты жилищно-коммунального и промышленного хозяйства;
— сельскохозяйственные угодья;
— водные ресурсы;
— лесные ресурсы.
Устанавливаются три норматива платы за выбросы:
— в пределах допустимых объемов выбросов;
— в пределах установленных лимитов выбросов;
— сверх максимально допустимого объема выбросов.
Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего — в 5 раз выше второго.
Например, на 1993 г. норматив платы за выброс в атмосферу 1 т оксида азота составлял 275 руб, за сброс в водный объект азота аммонийного — 5545 руб.
Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции; платежи за выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|