В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.
Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись. Например, в последние годы за рыбное браконьерство привлекается около 46 % лиц от числа совершивших экологические преступления за год, за незаконную охоту - 24,1 %, за незаконную порубку леса - 25,8 %, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов они составляют всего 1,77 %. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления, была еще меньше.
В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вреда природной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14) [10, с. 29].
Заключение
До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.
Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.
Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.
Список использованных источников:
Конституция РФ. М.: 1993.
Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1, Ч. 2. М.: Новая Волна. 1997.
Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.
Кодекс законов о труде Российской Федерации
Кодекс об административных правонарушениях, 1964 г.
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.
Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. № 2060-1.
Закон РФ «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995 г.
Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996.
Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.
[1] См. Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995 г.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|