К сожалению, основной вывод из рассмотрения материалов, посвященных стационарным источникам поступления свинца и его соединений в окружающую среду, состоит в том, что адекватными сведениями официальные государственные организации не располагают. Несмотря на усилия, предпринятые коллективом авторов, подготовивших Доклад "О свинцовом загрязнении окружающей среды Российской Федерации и его влиянии на здоровье населения", оценить промышленно-экологический баланс свинца в Российской Федерации даже в первом приближении не представляется возможным. И это закономерно, так как система представления, накопления, анализа информации построена таким образом, что сведение баланса и оценка потерь в ней просто не предусмотрены. Относительность оценок прошлого (в процентах к 1913 или 1980 году) была направлена на демонстрацию тенденции уменьшения нагрузки на окружающую среду при увеличении производства продукции. В последнее время даже фрагментарные цифры статотчетности свидетельствуют о том, что снижение объемов выбросов, сбросов, образования отходов не адекватны темпам спада производства.
Единственным выходом из сложившейся неопределенности видится в первую очередь принципиальное изменение к системе производственного экологического мониторинга и контроля, развитие деятельности в области экологического менеджмента. Усиление технологической дисциплины, анализ производственных циклов, структуры образования вредных веществ, их переноса с продукцией, выбросами, сбросами, отходами требуют не столько привлечения сторонних организаций к измерениям "на конце трубы", сколько развития экологического аудирования.
В широком смысле под экологическим аудированием подразумевается независимый квалифицированный анализ, оценка, разработка соответствующих рекомендаций и предложений третьей стороной по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности [14]. Это означает не только "проверку деятельности и отчетности экономических субъектов", но и огромный спектр дополнительных аудиторских услуг, в частности, консультационных, который нацелен на повышение эффективности внутренней системы экологического контроля и управления объекта аудирования, на развитие системы экологического менеджмента.
Деятельность в области экологического менеджмента уже нашла широкое развитие в промышленно развитых странах. С ней связываются наиболее значительные достижения в решении экологических проблем за последние годы, в первую очередь развитие и широкое практическое внедрение различных форм экологической сертификации промышленных производств в соответствии с Международным стандартом ISO 14001. Особое внимание уделяется возможностям экологического менеджмента уже на первых этапах своего развития получать быстрые результаты без дополнительных затрат или с незначительными дополнительными затратами. Во всем мире экологический менеджмент (серия международных стандартов ISO 14000 в целом) воспринимается в тесной связи с обеспечением качества продукции (серия стандартов ISO 9000), производственной безопасности и благоприятных условий труда (серия стандартов ISA 8000).
К важнейшим признакам экологического менеджмента, определяющим его отличие от традиционных форм производственного экологического управления, принято относить такие проявления, как:
· обоснование и осознанное принятие руководством предприятия экологической политики - публично декларируемых основных принципов, приоритетов и направлений экологической деятельности;
· наличие конкретных экологических целей и задач, направленных на развитие процессов последовательного улучшения везде, где это практически достижимо; обязательное установление показателей и критериев оценки достигаемых результатов;
· эффективное планирование и организация экологической деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами; взаимосвязь основной производственной и экологической деятельности;
· вовлечение всего персонала в экологическую деятельность; максимальное использование всех имеющихся возможностей и средств для решения экологических проблем;
· независимые анализ и оценка достигнутых результатов деятельности; систематический пересмотр и совершенствование экологической политики, целей и задач, планирования и организации деятельности в соответствии с достигнутыми результатами;
· экологическая "прозрачность"; развитие отношений и конструктивный диалог со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности лицами и сторонами; акционерами, инвесторами, партнерами, потребителями, поставщиками, общественностью, населением;
· подготовка и распространение инициативной экологической отчетности ("зеленая" отчетность); представление и анализ в отчетности наряду с положительными также и отрицательных результатов деятельности.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|