· фестивально-конгрессный,
· экологический,
· экзотический,
· этнографический.
Понятно, что разнообразие занятий и их типов можно описать и иначе. Но важен сам подход - от элементарных “кирпичиков” к типам, а далее - и это наиболее конструктивный путь - к циклам, модулям и программам туристской деятельности, формируемым или “внутри” ведущего типа занятий, или путем соединения типов по двум принципам, обеспечивающим насыщенность и привлекательность программы - по принципу совместимости-взаимозаменяемости элементарных занятий и принципу их дополнительности. По сути дела, приблизительно таким способом опытный туропреатор или бывалый турист интуитивно и формирует туристскую программу. Однако именно четкость и системность упомянутой “Азбуки”, а также возможность рассчитывать длительность, аттрактивность и рекреационную эффективность построенных с ее помощью программ делает ее одним из полезных инструментов туроператорской работы.
Очевидно, основными характерными видами туристских услуг и товаров для национальных парков могут являться:
· разработанные, обустроенные и контролируемые парком постоянные маршруты;
· образовательные и консультационные услуги самых разных типов;
· организация спортивного, приключенческого, зеленого сельского, лечебного и реабилитационного туризма;
· специальные экологические и эколого-культурные туры;
· экскурсионные услуги, в том числе - экскурсии по окрестностям парка;
· проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т.п.);
· контролируемая заготовка туристами “даров природы”;
· продажа экологически чистых местных продуктов питания;
· экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги;
· прокат туристского снаряжения;
· изготовление и продажа сувениров, в том числе и почтовых марок;
· продажа торговых знаков с экологической символикой парка, рекламные услуги;
· изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото- и кинопродукции.
В этом списке каждая из первых шести позиций представляют собой основу для построения вариантов вполне целостного туристского продукта парков, остальные семь позиций могут и должны выступать как существенными компонентами любого из целостных туров, так и самостоятельными туристскими услугами или товарами. Впрочем и специальная видеопродукция парка со временем может стать основой для формирования так называемых виртуальных туров, то есть для вполне целостного турпродукта. Поэтому все виды съемок в парке имеет смысл с самого начала проводить по заранее намеченной программе и планомерно создавать свои видеоархивы, получая в обязательном порядке копии видеоматериалов от всех съемщиков.
Задача специалистов каждого национального парка - после выявления и оценки своих туристских ресурсов и потенциала, а также определения целевых групп (об этом этапе работы будет сказано ниже) - построить свои собственные туристские программы, осуществление которых “по плечу” парку, заняться их продвижением и предложить подходящим партнерам (туроператорам, турагентствам, экскурсионным бюро, образовательным учреждениям и т.д.) сотрудничество в освоении остальных ресурсов.
|